Что такое гроты в архитектуре

Грот — вид паркового помещения или павильон-каприз, отделка или кладка которого имитирует естественную пещеру внутри, но не всегда снаружи. Этимологически термин «грот» восходит к греческому слову kryptos – «тайный», «скрытый». В этом смысле гроты ренессансных и барочных парковых ансамблей родственны криптам — подземным помещениям со сводом, которые являлись частым элементом христианских храмов. Однако гроты, в отличие от крипт, почти всегда располагаются на поверхности, а не под землей, и характерны для светской архитектуры.

Предназначение гротов и связь с другими элементами

В античной мифологии мотив пещер, населенных божествами и духами, был чрезвычайно популярен. Здесь можно было общаться с водными нимфами и просить их помощи. Согласно преданию, так спасся от смерти император Тиберий. 

Благодаря уединенной обстановке внутри и природному сводчатому решению с тремя стенами, это пространство, заполненное тишиной и полумраком, стало прообразом храмов. Сюда простые жители  несли свои дары для невидимых существ, обращались с просьбами, оставляли начертания на стенах. В случае внезапной удачи в делах, мифы об успехе и ответе от нимф распространялись моментально. Для архитектуры Помпей и Геркуланума была характерна развитая система рукотворных гротов. Современные сооружения-пещеры украшают статуями нимф неспроста: всему причина — исходный историко-культурный контекст.  

С приходом христианства популярность гротов осталась на прежнем уровне. В них устремились верующие люди, нуждавшиеся в созерцании и спасении от суеты. Из податливых горных пород они высекали столы, стулья, предметы обихода. Существует немало мест, которые носят название по имени святого, обитавшего там (пример — пещера Симона Кананита). Поэтому статуи великомучеников, включая скульптуру Пресвятой Богородицы, также часто связывают с гротами  контекстом в одну архитектурную группу.

Пещера святых
Пещера Рождества Христова в Вифлееме

«Возрождение» гротов совпало с эпохой Ренессанса. Впервые грот, как термин, упоминается в 1638 г. Жаком Бойсо в «Трактате о садоводстве по правилам природы и искусства». В тематической главе он описал его предназначение и признаки. С точки зрения Бойсо, рукотворные пещеры создаются с целью показать обществу дикие. В гротах обязательно должны быть тени, но никак не сумрак; они могут быть встроены в уже имеющийся каменный ландшафт или возведены отдельно. 

Однако первый грот был сооружен задолго до описаний — в 1522 году для герцогини д’Эсте, в Мантуе (Италия). Помимо природной отделки, его характеризовало специфическое внутреннее убранство: внутри разместили статуи античных божеств. Грот Венеры стал своеобразным стандартом для архитекторов и заказчиков.

Термы Аполлона
Грот Аполлона («Аполлон и пять нимф»), Версальский парк, 1664—1672. Скульптор: Франсуа Жирардон

Планировка любого сада или парка предполагает наличие мест отдыха, желательно у воды. С этой ролью прекрасно справляются беседки-ротонды. Однако они имеют открытую конструкцию и потому не создают особую атмосферу интимности. Именно грот стал контрастным элементом садово-парковых ансамблей: сюда направляются, чтобы отдохнуть в тени после долгих прогулок по солнечным аллеям.

Постепенно гроты отмежевались от ландшафтного дизайна, связанного с природными особенностями парка, и превратились в самостоятельную архитектурную единицу, где только внутреннее убранство и иногда внешний декор напоминали об их природно-мифологическом происхождении. Примером может служить уникальный павильон-грот в усадьбе Кусково, во внешнем виде которого крепостной архитектор Ф. Аргунов  смог объединить стихии камня и воды.

Грот в Кусково
Павильон-грот в Кусково, крепостной архитектор Федор Аргунов. Фото: Максим Денисов

Также гроты предназначались для отдыха и архитектурного оформления родника, а в эпоху Ренессанса их использовали в качестве купален. Архитекторы создавали полумрак, но никогда не совершенно темное помещение. Задача грота была в том, чтобы позволить отдохнуть от полуденного солнца и насладиться прохладой. Низкие своды, выложенные туфом, морскими камнями и раковинами, временно переносили посетителей в сказочные места.

Архитекторы эпохи Возрождения применяли искусственные пещеры во многих нестандартных ситуациях. При помощи гротов соединяли зоны парка, расположенные на разных уровнях. Классический пример такого решения можно увидеть во флорентийских садах Боболи. 

В архитектуре есть примеры, когда под грот выделяли отдельную комнату в замке или на цокольном этаже. Внутри их могли оформлять искусственными каменными кристаллами — сталактитами, — морскими раковинами, лепниной, мерцающей мозаикой, росписью и фресками. 

Разновидности гротов

Гроты разделяют на «природные» пещеры и павильоны. В первом случае грот — часть естественной среды парка. Он может скрываться среди деревьев или под тропинками, мостом над ним. Грот в виде павильона располагается в открытом месте, как правило, на берегу водоема. Иногда в оформлении гротов используют колонны, с помощью которых частично закрывают вход.

Типы гротов в зависимости от экстерьера и места в ландшафтном дизайне:

  • Садовый — искусственная постройка в виде неглубокой подземной пещеры, часто бывает в виде холма-землянки; может быть выложен из крупного булыжного камня, иметь коридоры, сводчатый или купольный потолок (усадьба Горенки);
  • Дикие (пещерные) гроты рукотворного происхождения создавались в скалах или среди нагромождений из обломков горных пород, под водопадами, каскадными ручьями, чтобы вода служила красивой завесой;
  • Помещение в цокольном этаже здания, имеющее выход на главный двор (Франция, XVI в.);
  • Павильон, самостоятельное сооружение, миниатюрный дворец или каприз — помещение с эффектом обманки, созданное исключительно для декоративных целей и развлечения гостей;
  • Родник — пещерообразная постройка вокруг природного источника воды, часто сложенная из необработанных камней, булыжников, с арочным входом; может оснащаться ступенями и скамьей из каменных плит.

Гроты в современной архитектуре

В России гроты получили распространение при Петре I, который неустанно передавал на Родину передовой европейский опыт. Их строили вплоть до Революции. В настоящее время неизвестные гроты обнаруживают при облагораживании парковых зон и осуществляют их реставрацию.

Грот в усадьбе Царицыно
Восстановленный грот в усадьбе Царицыно сложен из красного кирпича и необработанного камня; внутри находится скульптура нимфы

В современной архитектуре гротами и павильонами украшают городские сады и парки. В частном домовладении такое уютное уединенное место, как миниатюрный грот, увитый зелеными растениями снаружи, иногда возводят на приусадебном участке или делают частью рокария. Еще одно оригинальное решение, которое понравится домовитому хозяину, — превращение грота в погреб.

Искусственный грот на участке
Искусственный грот на участке
Грот в виде погреба
Грот в виде погреба в частном домовладении

Материалы для изготовления гротов

Исторически сложилось, что камень  — традиционный материал для сооружения гротов. Сначала это были куски горных пород и застывшей магмы, валуны, булыжники, осколки и плиты мрамора, гранита, а также туфа; затем стали использовать кирпич.

Сегодня архитекторы могут применять различные виды искусственного камня: агломераты, материалы на основе акрила, гипса, гранитной крошки, керамики и бетона, литого мрамора.

Искусственный камень получают путем смешивания связующих смол с каменной крошкой и различными красителями. С помощью последних добиваются нужной окраски, неотличимой от натуральной.

По прочностным характеристикам, устойчивости к различным воздействиям и  плотности современные имитации не уступают натуральному камню. К тому же они могут иметь армированный каркас. Отличия заключаются в цене и в эстетике: природный камень имеет естественное происхождение и стоит дороже.

Документы, регламентирующие возведение гротов

Наименование документа стандартизации Что регламентирует, примечания
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня.   Устанавливает требования к видам горных пород (4.18.1) и изделиям из них.
ГОСТ Р 57368-2016 Сохранение произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Общие требования. Относит павильоны, гроты, руины к малым архитектурным формам (п. 5.4.1).
СП 475.1325800.2020 Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства. Регламентирует рекреационную нагрузку и места размещения парковых сооружений (п. 7.1.6)
СП118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Безопасность общественных зданий и сооружений при строительстве, ремонте и реконструкциях.
СП 15.13330.2020 Каменные и армокаменные конструкции. Расчет и проектирование конструкций, возводимых с применением кладки из кирпича, керамических, силикатных, бетонных, в том числе ячеистобетонных, блоков и  природных камней.

Гроты из камня 

Каменные гроты в архитектуре — классика парковых сооружений, уходящая корнями в античность. Известный пример использования булыжников для такой постройки с отделкой гранитными плитами — грот-родник арочной формы, который любил посещать Николай II в Александровском парке. Из гранита также сделаны ступени и скамья.

Грот Дианы в Пятигорске искусственно высечен в скале и сложен из туфа, а дорические  колонны вытесаны из природного машукского камня. Пол и скамья внутри сделаны из каменных плит.

Грот Дианы
Грот Дианы искусственно высечен в горе Горячей и украшен колоннами из тесаного камня

Накопленный архитекторами опыт позволяет построить грот из камня любой сложности в короткие сроки. Ознакомьтесь с предложением от Domoff Group на странице готовых решений и получите консультацию в удобное время.

Каталог камня и фасадного декора Domoff Group

В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.

Скачать каталог