Что такое атланты на фасаде

Атланты на фасаде — скульптуры и горельефные изображения атлетически сложенных полуобнаженных мужчин. Их используют в качестве несущих элементов: вертикальных опор (колонн, столбов, пилонов) и кронштейнов. Горельефы атлантов могут украшать и пилястры — имитации колонн в виде плоских выступов на стене.

Атланты на фасаде
Атланты на фасаде здания. Дворец Белосельских-Белозерских

Назначение атлантов и их связь с другими архитектурными элементами

Применение атлантов полностью соответствует контексту происхождения этого визуального образа. В переводе с латинского Atlantus означает «несущий». В древнегреческой мифологии так звали брата Прометея, наделенного огромной силой титана, но слишком доверчивого и самоуверенного. После проигрыша в борьбе богам с Олимпа, те обратили его в камень и обрекли вечно поддерживать небесный свод близ сада Гесперид на крайнем Западе. Эта легенда нашла отражение во многих объектах культуры и искусства: картинах, фресках, скульптурах и пр.

Атлас – синонимичное имя персонажа и название фасадного элемента. Существуют и другие синонимы, которые уточняют и расширяют смысловые оттенки исходного понятия в архитектуре:

Синоним атланта

Дословный перевод или смысл

Уточнение смысла

Теламон

С др.-греч. Τελαμών — выносливый и терпеливый «носитель». Следует понимать буквально. Понятие ассоциирует крепкую мужскую фигуру с прочной опорой, принимающей нагрузку на поднятые вверх и согнутые в локтях руки, плечи и спину. Не следует путать с  человеком, который помогает нести чемоданы на вокзале  («носильщик»). 

Персид

Пленный персидский воин Изображения пленников-рабов, занятых тяжелым трудом: персидов и карфагенян.

Аналогичные скульптуры и горельефы в виде женских фигур, часто задрапированных в туники, называют кариатидами. Они выполняют те же функции, что и атланты: опорную и декоративную. 

Таким образом, фасадные теламоны в качестве несущих элементов горизонтальных перекрытий, балконов, лоджий, карнизов  обладают уникальным смысловым оттенком. Форма таких опор полностью очеловечена, и в этом обстоятельстве заключен дополнительный декоративный потенциал для реализации предпочтений заказчика.

Разновидности атлантов

По степени выпуклости (высоте) над плоскостью фасада теламоны могут быть:

  • Барельефными — выступают над уровнем не более чем на ½ объема («низкий рельеф»);
  • Горельефными  — выступают над уровнем более чем на ½ объема («высокий рельеф»);
  • Скульптурными — полностью отделенными от плоскости.

Атлантов трудно классифицировать по внешнему виду. Согласно ГОСТ 23342-2012, их внешний вид не регламентирован официальными документами. Позы, прическа, возраст, размеры статуй могут быть любыми, а одежды и вовсе отсутствовать. Однако часто их стараются делать одинаковыми — в рамках выбранной модели — для всего фасада или его части. Другое распространенное решение — реализовать скульптурные элементы в зеркальном повороте для симметричного расположения.

Обнаженные атланты
Обнаженные атланты на фасаде особняка Белосельских-Белозерских (г. Санкт-Петербург) симметрично повернуты друг к другу

Очеловеченные опоры могут быть и вовсе непохожи друг на друга. В этом случае, с технической точки зрения, каждая из них является отдельной скульптурой, что увеличивает срок производства и стоимость входной архитектурной группы. Подходящей иллюстрацией являются теламоны у преддверия доходного дома С. Ф. Англареса (г. Санкт-Петербург). Каждый из них стоит в своей позе; различаются выражение лиц и детали одежды. Архитектурные критики отмечают, что в этих фигурах нет ничего благородно античного: они напоминают либо варваров, либо агрессивных бородатых бурлаков.

Атланты у входа в здание
Атланты у входа в доходный дом Англареса, г. Санкт-Петербург

Таким образом, атлантов внутри отдельной группы для конкретного здания можно разделить на повторяющиеся (одинаковые), симметричные и отличные друг от друга.

Современное применение атлантов в архитектуре 

Пик применения атлантов и кариатид в архитектуре культурной столицы России — Санкт-Петербурге, как и во всей западной Европе, — пришелся на XVIII — начало XX вв., когда центр города подвергся активному формированию. В конце 60-х гг. XVIII века, с распространением стиля барокко, возникла потребность в нестандартном и пышном фасадном декоре. На помощь пришли ангелы (путти), кариатиды, атланты, маскароны, гирлянды и пр. 

П. Н.  Матвеев в книге «Атланты и кариатиды Петербурга» делится коллекцией из 300 адресов зданий, украшенных лепными и скульптурными антропоморфными опорами обоих полов. Наиболее известные архитектурные объекты, где можно увидеть воочию атлантов из прошлого:

  • Особняк Мясникова;
  • Доходный дом Веге;
  • Особняк Демидовых.
Атланты и кариатиды
Атланты и кариатиды на доме особняка Демидовых, г. Санкт-Петербург

Вычурность фасадного оформления пошла на спад с приходом в архитектуру моды на классицизм, но с середины XIX века начал набирать силу модерн, а с ним — и новый всплеск интереса к опорным очеловеченным элементам. После революции 1917 г. их использование в отделке было прекращено.

В современной архитектуре атланты востребованы как уникальный фасадный элемент, который может выразить фантазии и взгляды заказчика. Их применяют для украшения входных групп и фасадов особняков и загородных домов, храмовых и статусных зданий. 

Материалы для создания атлантов

Классическими материалами для создания фасадных атлантов являются камень, гипс, глина, бронза, бетон. Из современных составов часто применяют полимерные бетоны, например, литьевой мрамор. Дерево имеет слишком много недостатков в плане показателей устойчивости к атмосферным, биологическим, а также механическим воздействиям, и потому использовать его в экстерьерной отделке не рекомендуется.

Название материала

Преимущества

Недостатки

Бронза

Бронза — это сплав, свойства которого можно корректировать на этапе производства. Современные виды бронзы обладают повышенной прочностью, твердостью и необходимой устойчивостью к коррозии.

Изначально высокая стоимость материала, не считая стоимость отливки по индивидуальному заказу.

Гипс

Экологичность, безопасность, универсальность, возможность быстрой реставрации, высокие декоративные свойства, отсутствие отходов.

Гигроскопичность, из-за которой не подходит для внешних работ. 

Глина

Экологичность, низкая стоимость, отсутствие отходов, пожаробезопасность.

Не подходит для внешней отделки, так как в исходном виде размокает при контакте с водой. Хрупкость даже после обжига.

Бетон

Универсальность, доступность, распространенность строительного состава. Высокие показатели прочности на сжатие.

Большой вес изделий по сравнению с элементами из полимеров.

Долгий и сложный процесс производства фигур по индивидуальным эскизам, что закономерно отразится на стоимости.

Соблюдение технологии отливки остается на совести производителя, поэтому могут возникать трещины даже в новых изделиях.

Литьевой мрамор (полимербетон)

Возможность имитации природного камня, а также быстрой реставрации поврежденных участков. Легкий вес элементов по сравнению с аналогичными из бетона, устойчивость ко всем видам воздействий.

Пожароопасность и высокая стоимость из-за полимеров в составе.

Строительные нормы и правила на установку и создание атлантов

Название документа

Регламент

ГОСТ 23342-2012 

Изделия архитектурно-строительные из природного камня

Устанавливает, что его действие не распространяется на сложнопрофильные изделия, а именно — скульптуру (п. 1).

СП 118.13330.2012 

Общественные здания и сооружения

Независимо от внешнего вида и художественной ценности, расположение и установка атлантов должны удовлетворять требованиям (в том числе к безопасности), предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям.

СП 70.13330.2012 

Несущие и ограждающие конструкции

Распространяется на строительство и реконструкцию зданий во всех отраслях народного хозяйства.

Атланты на фасаде из камня 

Самый известный пример применения каменных теламонов для фасадного декора — атланты, поддерживающие антаблемент портика у входа в Новый Эрмитаж. Задумка архитектора Лео фон Кленце заключалась в том, чтобы скопировать скульптуры из древнегреческого храма Зевса, подвергшегося разрушению.

В марте 1844 г. прошел конкурс на лучшие скульптурные работы, которым выпадет честь украсить входную группу. Его выиграли глиняные модели скульптора А. И. Теребенева. 150 каменотесов 3 года трудились над обработкой твердой низкопористой горной породы с исключительными декоративными свойствами, чтобы получить 10 исполинских атлантов по 5 метров в высоту.

По рекомендации зодчего В. П. Стасова, для создания теламонов использовали сердобольский гранит с глянцем, что хорошо видно на фотографии со вспышкой. Блеск был необходим, чтобы избежать сходства с булыжником и при этом в полной мере использовать прочностные свойства камня.

Атланты из гранита
Атланты из гранита Нового Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Постаменты под титанами выполнены из другого вида гранита — красновато-бурого рапакиви, который отличается красивой крупной зернистостью. Ее образуют вкрапления ортоклаза, полевого шпата и кварца. 

Композиция из гранитных атлантов обычно полностью поглощает внимание посетителей, и потому мало кто обращает внимание на архитектурный курьез. Он заключается в том, что гигантские теламоны с выражением явного напряжения на лицах поддерживают визуально легкий балкон. Дело в том, что Кленце хотел установить эти фигуры в других залах, где такая мимика была бы более уместной.

С прочностью гранита, из которого сделаны скульптуры, связано несколько счастливых примет. При взрыве во время Великой Отечественной войны у одного из атлантов были повреждены пальцы, но сама фигура устояла. Считается, что тот, кто потрет поврежденную стопу, становится неуязвимым. При этом можно загадывать желание, которое, согласно народному поверью, обязательно сбудется.

Поврежденные пальцы фигуры атланта
Поврежденные взрывом пальцы атланта у портика Нового Эрмитажа, Санкт-Петербург

Натуральный камень не имеет аналогов по своей прочности и долговечности. Для создания фасадных атлантов также подходят мрамор, кварцит, габбро, некоторые виды травертина. Ознакомиться с ассортиментом, свойствами минералов и получить консультацию специалиста можно на странице «Фасадный декор из камня» от Domoff Group.

Каталог камня и фасадного декора Domoff Group

В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.

Скачать каталог