Что такое бровка в архитектуре
Бровка – это декоративная арка, рельефно или скульптурно выступающая над дверным, оконным проемом или нишей. Канонично края делают горизонтально прямыми. Визуально бровка часто опирается на поребрик – кладку из фигурного кирпича углом наружу.
Элемент характерен для церковной архитектуры Средних веков. В России такой декор можно особенно часто увидеть в Великом Новгороде.
Происхождение, назначение и расположение бровки на фасаде
Максимов П. Н., историк архитектуры, считает прообразом фасадных бровок похожие детали позднеримских построек (первые века н. э.), расположенных на Востоке Римской Империи, например, храм в Баальбеке, дворец Диоклетиана в Сплите.
Первые полуциркульные бровки в привычном виде появились над окнами соборных и храмовых барабанов в постройках ранней романики, расположенных на территории Франции, Грузии, Армении. Элементы имели правильную полукруглую форму, которая оканчивалась заплечиками – горизонтальными выступами, симметрично примыкающими к основанию дуги извне. Такие декоративные арки имели различную профилировку, характер которой зависел от общего стиля здания и стройматериала.
Декоративные надоконные и фасадные дуги широко распространились по всей Европе и даже Азии. Поэтому трудно определить точное место, откуда их заимствовали новгородские зодчие.
Классически устройство бровки состоит из выпуклой барельефной или горельефной арки и заплечиков, примыкающих снизу. Профилирование часто осуществляется валами и валиками. Для усиления эффекта арки обычно применяют замковый камень без конструктивного смысла.
Бровки, которые трудно отличить от арочных сандриков, дополнительно оборудуют желобом для отвода воды от окон. Однако в подавляющем большинстве случаев деталь используют исключительно для украшения и усиления тектонических эффектов.
Разновидности
Бровки отличаются количеством арок и бывают одинарными и многолопастными, когда зрительно объединяют несколько окон или ниш под собой. Такие декоративные кривые украшают средние трети фасадов в новгородских постройках XIV-XV вв., а также группы ниш в сложной пятилопастной форме.
Происхождение трехлопастной бровки датировано XII веком. Тогда она стала появляться в южнославянской и византийской архитектуре над тройными окнами, с дополнительным подчеркиванием поребриком. Новгородские мастера заимствовали идею, которая впоследствии была переработана и дополнена разнообразной отделкой.
Всплеск поиска новых декоративных решений пришелся на времена русского узорочья и московского барокко. Тогда бровки начали раскрашивать в цвета витражей на окнах или достигали контраста другим способом, например, через противоположный оттенок камня и кирпича.
Было совершено отступление и от количества линий в поребрике: появилось несколько «подчеркиваний». Изменилась и форма арки: в русской архитектуре можно найти примеры бровок, выполненных по стрельчатой, подковообразной, килевидной, косой, параболической кривой.
Современное применение
В современной архитектуре и бровка, и поребрик под ней прочно ассоциируется с «русским стилем». Однако существует множество вариантов, исполняемых на современный лад:
- Когда декоративный арочный элемент, не несущий никакого конструктивного значения, используют для визуального объединения прямоугольных оконных проемов;
- Когда барельефную дугу дополняют замковым камнем;
- Когда бровку соединяют с нижележащим наличником арочной формы таким образом, что она становится похожа на арочный сандрик. Однако по канону отличие состоит в том, что полуциркульный оконный проем должен быть вписан в прямоугольник, над которым располагают прямо горизонтальный карнизик. Такую конструкцию называют брамантовым окном.
Существуют и практически плоские, слегка рельефные варианты дуг, когда самыми выступающими деталями являются заплечики и замковые камни. В зависимости от стиля и проекта, обе эти части могут не использовать, и тогда бровка вырождается в очерченную на плоскости арку.
В фасадном декоре архитектурный элемент применяют для отделки фасадов как основных, так и вспомогательных зданий, коттеджей, загородных домов и резиденций. Бровку ценят за сдержанность внешнего вида и элегантность, поэтому она идеально подходит для объектов в строгом стиле классицизма. В то же время элемент легко подвергнуть дополнительному декорированию и использовать в экстерьере барокко и русских узорчатых вариациях.
Нормативные документы
Название документа | Что регламентирует |
---|---|
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня |
Требования к горным породам и изделиям из них: замковым камням, карнизам, архитектурным обломам и т. д. Эти детали могут быть составными частями бровки. |
Материал изготовления
В новгородских постройках XI-XII вв. бровки делали из кирпича, камня и связующего раствора. Это сближает их с южнославянскими и византийскими вариантами того времени. Элементы XIII-XV вв., выполненные из плоского плитного кирпича, похожи на детали византийских и греческих построек.
Деревянные детали получили особое распространение во времена русского узорочья в XVII веке. Тогда древесина была единственным материалом, доступным населению для оформительских экспериментов. Ее высокий декоративный потенциал и легкость обработки проявили себя в контексте создания всевозможных украшений для фасадов крестьянских изб и теремов.
Скоро стало понятно, что дерево быстро изнашивается и гниет под воздействием атмосферной влаги. Несмотря на то, что сейчас существуют различные защитные средства, многие владельцы крупных объектов недвижимости экономят свое время и выбирают материалы, которые могут обеспечить гарантию долговечности. Сравним варианты в приведенной таблице.
Материал для производства |
Преимущества |
Недостатки |
---|---|---|
Синтетические пластмассы и полимеры (ПВХ, ПУ, ПС) |
Легкие отделочные детали и молдинги из полимеров можно установить в одиночку. Есть выбор из готовых решений в классической линейке. |
Изготовление декоративных арок по индивидуальным эскизам связано с определенными трудностями, например, отсутствием нужной формы для отливки. Любая пластмасса разрушается со временем, несмотря на заявленные характеристики прочности. Так, пенополиуретан деформируется при нагревании, а стеклопластик подвержен истираемости. |
Различные бетоны |
Современные составы позиционируются как альтернативная замена натуральному камню без потерь в качестве. Часто изделия имеют меньший по сравнению с ним вес (исключение – традиционный бетон из песка, цемента, воды и мелкой сечки). Есть выбор цвета, готовых решений, а также быстрой реставрации поврежденной детали на месте. |
Следует понимать, что несмотря на все инновации, бетонная смесь является искусственно созданным составом, качество которого зависит от соблюдения пропорций производителем. Среди компонентов можно обнаружить связующие смолы, которые являются горючими веществами. |
Фигурный или лицевой Кирпич |
Распространенный материал, есть выбор цвета и веса (полнотелый, пустотелый). Морозостойкие виды рассчитаны на зимние условия средней полосы и северных широт. Внешние детали из кирпича можно декорировать на свой вкус. |
Раскол блоков снижает общую прочность кусков, поэтому лучше сразу приобретать лекальный кирпич нужной формы. |
Натуральный камень |
Надежность, практичность, долговечность и прочность, подтвержденные на протяжении веков. Нет необходимости в обновлении и уходе. Очарование и неповторимость природной окраски. Статусность, основательность отделки на несколько поколений. |
Недостатки материала премиум класса условны: высокая стоимость окупается длительным сроком службы, который не обеспечивают другие материалы. Значительный вес изделий и нагрузка на фундамент требуют тщательных инженерных расчетов и слаженной работы квалифицированной бригады. |
Бровка на фасад из камня
Фасадные бровки из камня – это классическое декоративное решение, характерное как для русской, так и для мировой архитектуры, следующей византийским традициям. Этот надежный, устойчивый к атмосферным, биологическим, механическим факторам материал имеет запас прочности на несколько поколений. При этом не нуждается в регулярном обслуживании и особом уходе.
В современном фасадном декоре на дугообразных элементах принято акцентировать внимание, сочетая несколько видов камней контрастных или дополняющих цветов. Можно комбинировать мрамор и гранит, песчаник и известняк, травертин и доломит. Таким образом здание приобретает неповторимый и статусный внешний вид,
Специалисты Domoff Group помогут подобрать оформление по госту посредством применения готовых решений из камня: замковых камней и наличников, наверший и кронштейнов. По желанию заказчика возможно согласование и исполнение любого сложного эскиза посредством обработки горных пород на станках с ЧПУ и даже ручной резьбы.