Кариатиды в архитектуре

Что такое фасадные кариатиды

Кариатида — вертикальная опора в виде женской статуи, полуобнаженной или задрапированной в тунику, в античной и ордерной архитектуре. Скульптуры танцовщиц и жриц с тяжестями на голове выполняют несущую функцию, поддерживают и украшают антаблементы, крыши портиков, балконы, арки главных фасадов зданий. 

В этом архитектурном элементе легкость и изящество женской фигуры органично соединяются со способностью стойко сопротивляться давящему грузу. Симметрия поз позволяет соблюсти ритм и часто участвует в тектоническом восприятии сооружения. Например, в портике кариатид древнегреческого Эрехтейона опорные (выпрямленные) ноги угловых скульптур визуально подчеркивают вертикаль.

Кариатиды в архитектуре
Портик кариатид Эрехтейона, фото начала XXI века

Назначение кариатид и их связь с другими архитектурными элементами

В большинстве случаев назначение скульптурных кариатид — быть вертикальной опорой и выполнять роль колонны, пилона, столба. Отдельно стоящие фигуры в виде статуй могут образовывать декоративную группу, то есть не иметь несущей функции. При этом персонажам часто присуща своя история, название и смысл. Например, морские нимфы, поддерживающие аллегорический небесный свод у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, по легенде приходятся Атланту (Атласу) дочерьми-гесперидами, то есть являются мифологическими существами.

Скульптуры морских нимф
Скульптурные нимфы поддерживают небесный свод у здания Адмиралтейства, г. Санкт-Петербург.

Фасадные изображения женщин, выполненные в рельефе разной высоты, имеют только декоративную функцию. Они украшают внешнюю поверхность консолей, кронштейнов, поддерживающих карниз, и других несущих элементов, а также заменяют пилястры и полуколонны.

Кариатиды на кронштейнах
Горельефные кариатиды украшают фасадную поверхность кронштейнов, поддерживающих карниз здания

Существует несколько версий происхождения названия «кариатиды», 2 из которых подтверждены исторически:

  1. Кариатида (Карийская, или Каштановая) — эпитет, связанный с Артемидой, древнегреческой богиней, покровительницей охоты и всего живого на Земле. На праздниках в ее честь жрицы с корзинами на головах, полными фруктов, исполняли вотивные танцы (сопровождавшие принесение даров по обету). Описанный сюжет также нашел отражение в искусстве в качестве мотива для украшения античных геммов и сосудов. Таким образом, в ордерной архитектуре скульптуры древнегреческих танцовщиц и жриц стали называть кариатидами.
  2. Второй смысл описан Витрувием. Согласно его объяснению, кариатиды — пленные женщины из пелопоннесского города Карий, жители которого заключили союз с персами против Эллады. После того, как греки перебили карийцев-мужчин, они взяли в плен их жен и в наказание обязали выполнять тяжкий рабский труд, подвергнув вечному позору. Скульптуры вдов всегда выполняли одетыми в туники, с аксессуарами, характерными для замужних женщин того времени. Здесь прослеживается прямая связь с расположенными в центре площадей «позорными столбами», к которым по обычаю привязывали провинившихся  рабов и пленников.

Интересный факт: женская опорная скульптурная фигура на древнегреческом языке называется «кора» (от греч. Κоρά — девушка), а слово «кара» означает голову (от греч. Καρе — голова). Отсюда возникла версия о «каре» на свою голову, то есть в буквальном смысле о тяжести корзины с жертвенными подношениями, которые несли пленницы. Однако, эту гипотезу не разделяют большинство историков архитектуры, так как она имеет множество очевидных противоречий. Например, рабыни и пленницы не могли быть жрицами.

Разновидности кариатид

В общем случае, скульптуру женщины с дарами называют анáфорой; если у статуи на голове располагается корзина с цветами или плодами, то канефорой.

По степени выпуклости над поверхностью уровня, кариатиды бывают: 

  • Барельефными — низкий рельеф менее половины своего объема;
  • Горельефными — высокий рельеф более половины объема;
  • Скульптурными.
Фасадные кариатиды
Горельефные кариатиды украшают кронштейны, поддерживающие эркер у доходного дома Мальцевой, Санкт-Петербург

Что касается сюжета, то с развитием и распространением кариатид в мировой архитектуре закономерно стали происходить различные отступления от античных канонов. Фантазия заказчика, соединившись с мастерством исполнителей, часто обеспечивала возникновение декоративных фасадных групп из категории 18+.

Скульптурные кариатиды
Скульптурные кариатиды венчают пилоны фасада дома Пашкова, Санкт-Петербург

Современное применение кариатид в архитектуре 

Украшение фасадов зданий кариатидами характерно для всех направлений, за исключением готики и романики. В эпоху Возрождения интерес к зодчеству Древних Греции и Рима окреп, а в период классицизма XVII — XIX вв. статуи женской фигуры для архитекторов, как и аналогичные мотивы для художников, стали излюбленным вдохновляющим декоративным средством. Ему с удовольствием находили применение в росписи, живописи, графике, в интерьерах и внешнем убранстве зданий.

Кариатиды встречаются на фасадах зданий в стиле классицизма и неоклассицизма, ампира, неоренессанса, барокко, рококо, модерна и эклектики. География распространения не ограничивается Европой: статуи кор можно увидеть и в Америке (Музей естественной истории им. Филда, г. Чикаго, 1893).

Часто архитекторы, вдохновившись древнегреческим зодчеством, в частности, храмом Эрехтейон, создавали свои объекты по подобию, но с небольшими отличиями. Например, новая церковь Сент-Панкрас (1822 г.) в Лондоне имеет апсиду с боковыми трибунами, антаблементы которых поддерживают скульптурные копии греческих кариатид, изготовленные из терракоты. Отличие заключается в том, что они держат в руках кувшины и погасшие факелы. Положение предметов соответствует входам в усыпальницу.

Кариатиды церкви Сент-Панкрас в Лондоне
Кариатиды новой церкви Сент-Панкрас в Лондоне

Применение кариатид в современной архитектуре ограничено только возможностями и желаниями заказчика. Этот оригинальный и чрезвычайно выразительный элемент можно увидеть на фасадах как общественных, статусных сооружений, так и частных домовладений. Чаще всего эскизы копируют статуи или рельеф известных объектов времен античности, но могут быть изготовлены и в индивидуальном порядке.

Материалы для создания кариатид

Традиционно для создания кариатид, предназначенных к размещению на фасадах, используют камень, бронзу, бетон, глину, а для интерьерных рельефов и статуй — дерево и гипс. Из современных материалов для этой цели подходят полимерные материалы нового поколения: полимерные бетоны, например, литьевой мрамор, стеклопластик.

Современные кариатиды из бронзы
Современные кариатиды из бронзы у здания Верховного суда Польши, 1999 г. Скульптор: Ежи Ючкович
Название материала Преимущества Недостатки
Бронза Современные бронзовые сплавы обладают необходимыми параметрами прочности и устойчивости к ржавлению. Большой вес изделий, высокая стоимость.
Глина Экологичный и негорючий материал в ценовой категории эконом+. Безотходное производство.  Для закрепления прочностных свойств необходим обжиг, а для защиты от атмосферных воздействий — защитное покрытие. Однако даже это не полностью нейтрализует хрупкость. 
Бетон Универсальный и доступный строительный состав с приемлемой стоимостью. Однако следует различать стоимость цемента в мешках от стоимости готового изделия с отливкой по эскизу. Прочность при сжатии. Недостаточная прочность при растяжении, которую нейтрализуют добавлением арматуры. Высокая стоимость изделий по сложным индивидуальным эскизам. Изделия имеют большой вес, что должно быть учтено в общей схеме распределения нагрузки. В отлитых формах могут быть дефекты, необходима тщательная приемка. 
Литьевой мрамор (полимербетон) По сравнению с традиционным бетоном, вес изделий легче в несколько раз. Высокие декоративные возможности, в том числе для имитации натурального камня с природной текстурой. Есть возможность быстрого восстановления изделий при повреждении, а также маскировки трещин. Высокая стоимость, горючесть из-за полимерных смол.
Стеклопластик, стеклокомпозит Низкая теплопроводность, стойкость к биологическим, механическим воздействиям, к различным погодным условиям. Высокий декоративный потенциал, податливость любой обработке.  Ценовой сегмент — эконом+. Подвержен истираемости, проявляет влаго- и водонасыщение. Пыль канцерогенна.

Строительные нормы и правила на установку и создание кариатид

Название документа Регламент
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня Устанавливает, что его действие не распространяется на сложнопрофильные изделия, а именно — скульптуру (п. 1).
СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения Независимо от внешнего вида и художественной ценности, расположение и установка кариатид должны удовлетворять требованиям (в том числе к безопасности), предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям.
СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции Распространяется на строительство и реконструкцию зданий во всех отраслях народного хозяйства.

Кариатиды на фасаде из камня 

Мраморные кариатиды Эрехтейона — самые известные вертикальные опоры в виде женских фигур, выполненных в камне. Высота цоколя, на котором они установлены, составляет ≈ 2,6 м, а высота самих статуй ≈ 2,3 м. Из-за правильного расположения с учетом особенностей человеческого зрения, высота девушек кажется соразмерной привычному росту.

Каменные кариатиды Эрехтейона
Каменные древнегреческие кариатиды у храма Эрехтейон

Подлинные кариатиды древнегреческого Эрехтейона находятся в музеях: 5 — в новом Акропольском (2009 г.), и одна — в Британском. Вместо них установлены искусно выполненные копии. Перенос статуй в условия, подходящие для сохрана, был вынужденной мерой, чтобы сберечь античное наследие. Древнегреческие постройки, и Эрехтейон в частности, пережили много бедствий: их разрушали и грабили коллекционеры и захватчики. 

Современные методы обработки камня включают несколько этапов. Сначала из глины делают предформу, чтобы найти нужные пропорции. Это экономит ценный материал и позволяет избежать серьезных ошибок. Затем с помощью алмазных инструментов начинается абразивная обработка куска горной породы. 

Другие виды природного камня, обладающие экологичностью и благородством натурального рисунка, — гранит, базальт, песчаник, известняк. Особой прочностью отличаются кварцит и габбро. 

Фасадные кариатиды из камня долговечны и нуждаются в минимальном уходе. Респектабельный внешний вид природного материала, совмещенный с красотой женской фигуры, выдает во владельце такого декора ценителя высокого искусства. Ознакомиться с типами горных пород и получить консультацию по срокам на странице «Облицовка фасадов камнем» от Domoff Group.

Каталог камня и фасадного декора Domoff Group

В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.

Скачать каталог