Что такое колонна

Колонна – архитектурный несущий элемент в виде вертикальной опоры цилиндрической формы; имеет круг в поперечном сечении. Это отличает колонну от пилона – массивного столба без капители  с квадратом или прямоугольником в разрезе. Однако если такой столб имеет базу, стержень и венчающую часть, то по ГОСТ 23342-2012 он тоже считается колонной.

Каменные колонны на пьедесталах
Загородный дом в парке «Миллениум». Фотография из портфолио Domoff Group

Составные части колонны, которые участвуют в поэтапном приеме нагрузки (снизу вверх):

Название составной части

Функция 

База

Нижняя часть передает и распределяет вес колонны на стереобат.

Фуст

Срединная часть, тело или стержень колонны, – округлый столб, диаметр которого слегка уменьшается кверху. Такой плавный переход в уменьшении толщины называется энтазисом. Благодаря ему колонна кажется стройной, а не иллюзорно вогнутой посередине. 

Каннелюра

Вертикальные желобки на фусте, маскирующие швы между барабанами. Придают колонне визуальный 3D-объем.

Барабаны

Цилиндрические секции, из которых собирают фуст.

Капитель

Верхняя часть, часто самая выразительная в художественном плане. Принимает и распределяет нагрузку от арки или антаблемента. Состоит из абаки и эхина.

Абака

Верхняя плита, которая непосредственно поддерживает несомые балки.

Эхин

Нижняя часть капители, переход от фуста к абаке. Внешний вид разнится в зависимости от ордера: плита, «подушка», «чаша».

Колонны в ордерах
Сравнение элементов дорического и ионического ордеров, включая составные части колонн

Назначение колонн

Применение колонн характерно для античной ордерной и классической архитектуры, где их назначение – поддерживать антаблемент, арку, свод или купол. Также колонна может быть самостоятельным сооружением, имеющим не только художественный, но и важный памятный, вотивный или исторический смысл. В этом случае возведение объекта не несет конструктивной необходимости.

Историки архитектуры сходятся на мнении, что внешний вид опор является подражанием природной форме деревьев, стволы которых сужаются к кроне. Существуют и другие объяснения, возникшие при анализе древнейших культовых памятников – менгиров, омфалов, а также их аналогов – солярных обелисков и путевых герм. Первое предположение связано с необходимостью древних людей отметить Пуп Земли, центр мироздания, который в греческой мифологии был точкой соприкосновения мира мертвых и живых.

Вторая версия обращает внимание на практичную сторону применения: отсчет времени по солнцу (солярные обелиски), а также необходимость в межевых, путевых знаках и указателях с обережным значением (гермы, от имени бога Гермеса, покровителя торговцев и путников).

Высокие цилиндрические опоры активно применяли в зодчестве Древнего Мира, в Египте и Персии, а материалом изготовления служил камень. 

Колонны, которые по мнению древних египтян являлись самыми первыми на Земле, были использованы при возведении пирамиды Джосера архитектором Имхотепом. Он соединил 40 опор по 10 м высотой с прилегающей стеной. В дальнейшем такие столпы активно устанавливали в заупокойных храмах и храмовых комплексах (Большой гипостильный зал) и были разнообразны по форме: напоминали стебли пальм, тростника, лотоса или имели квадратное сечение. Элементы декора раскрашивались разными цветами, но такая отделка не сохранилась.

Одними из самых сложных цилиндрических опор, как по габаритам, так и по декору, являются массивные древнеперсидские колонны из камня. Их капители часто украшали двойные быки. Так, крышу персепольского зала ста колонн (Ападаны) поддерживали 72 столпа высотой 24 м. От других объектов сохранились одиночные опоры высотой более  30 м.

Колонны в Древней Персии
Остатки Ападаны в Персеполе

Архитектура Эллады отчасти заимствовала строительные традиции Древнего Египта, которые повлияли на формирование ордерной структуры. С развитием зодчества изначально простой и строгий тосканский ордер постепенно усложняется до композитного. Так, будучи гладкой в дорическом ордере, в ионическом капитель получает «подушку» из закрученных волют, а в коринфском – сложное оформление листьями аканта.

Ионические колонны
Загородный дом с ионическими колоннами. Фотография из портфолио Domoff Group

Римляне заимствовали разработки древних греков и предпочитали коринфское оформление больше остальных. Также они адаптировали ордерную систему под аркаду на основе пилонов и получили римскую архитектурную ячейку. При этом они использовали колонны и полуколонны для красоты, прислоняя их к стене по бокам арочного проема, который уже был возведен и имел опоры с квадратным сечением. Театр Марцелла и Колизей построены именно так. О. Шуази резко критиковал эту структуру за очевидные «дефекты принципа».

Коринфские колонны на пьедесталах
Коринфские колонны украшены каннелюрами и капителями с листьями аканта. Фотография из портфолио Domoff Group

Аркада на основе колонн, то есть без применения дополнительных столбов, обрела должную изящность в эпоху Возрождения благодаря смекалке и усилиям Филиппо Брунеллески. Он предложил передавать силу бокового распора на стену с помощью потолочных перемычек. Так конструкция приобрела нужную устойчивость и получила название ордерной «аркады по колоннам».

Аркада по колоннам
Аркада по колоннам в королевском замке на Вавеле (Краков)

Римляне активно использовали колонны как самостоятельные сооружения, наделив их функциями указателей расстояний, дорожных и межевых знаков. Например, Золотой Миллиарий представлял из себя обитый позолоченной бронзой мраморный столб, на который были нанесены расстояния от Рима до других важных городов, главных в своих провинциях (отсюда – «Все дороги ведут в Рим»). Позже рядом с этим указателем император Константин установил еще одну колонну, обозначающую центр города («Центр города Рима»). От обоих памятников сохранились только фундаменты.

В Средневековье начался постепенный пересмотр античных ордеров и закономерный поиск новых решений. Главными несущими конструкциями в романике были стены, а в готике дополнительно – системы контрфорсов с аркбутанами. 

Эпоха Ренессанса обогатила мировую архитектуру аркадной системой по колоннам, а маньеризм и неугомонный барокко дали начало буйству атектоничного и часто несимметричного декора, среди которого были и спиральные колонноподобные столбы. В этот период активно перестраивались итальянские церкви, для облагораживания которых использовали уцелевшие архитектурные элементы из разрушенных сооружений. Так внутри храмов между нефами возникли причудливые аркады, где опоры имели разные капители и высоту, но этому не придавали особого значения. С некоторыми допущениями, иллюстрацией сказанному может служить гипостильный зал (от греч. ὑπόστυλος «поддерживаемый колоннами») – многоколонное пространство, разделенное рядами опор на части – нефы.

Многоколонный зал
Многоколонный зал Jardins de Ca n'Altimira (Барселона, Испания), где колонны поддерживают нервюры сводов

Разновидности колонн

Стилевая принадлежность 

Существует множество признаков, по которым классифицируют колонны. По стилевой принадлежности они могут быть античными, классическими, неоренессансными, маньеристскими, барочными и а-ля ар-нуво (модерн). При тщательном рассмотрении неизбежно формируется вывод о влиянии направления на внешний декор, ведь именно по анализу художественных элементов эксперты делают предположение об отношении  к конкретной эпохе.

Стиль Особенности внешнего вида
Античность Тосканская, дорическая, ионическая, коринфская и композитная колонны
Классицизм  То же самое.
Ренессанс Напоминают ордерные опоры с доработкой.
Маньеризм, барокко Пышный декор, в том числе асимметричный и атектонический. Спиральные, витые, балясовидные (канделябровые) колонны.
Модерн Характерен поиск новых решений (муфтирование, рустовка), усиление асимметрии, применение новых материалов.

Внешнее оформление

Античные колонны различаются высотой и декором, по характеру которых можно точно определить ордер. Из схемы ниже видно, что дорические опоры – самые низкие и простые в оформлении, а самые высокие и сложно украшенные – коринфские и композитные столпы.

Типы колонн по ордерам
Примеры дорических (левые три), ионических (средние три) и коринфских (правые две) колонн

Следует отметить, что греки избегали применения колонн с гладкой поверхностью, так как вывели и соблюдали принципы курватуры – нейтрализации дефектов человеческого зрения при восприятии архитектурных форм. Картинка храма, возведенного на холме с опорами без каннелюр, была бы плоской, лишенной трехмерного объема.

Гладкие тосканские колонны
Гладкие колонны тосканского ордера, без каннелюр. Фотография из портфолио Domoff Group

Архитекторы кватроченто, Возрождения и Неоренессанса тщательно переосмыслили каждую деталь античных систем, в результате чего возникли новые решения, а место применения прежних элементов было изменено либо их количество кратно увеличено.

Колонны композитного ордера
Каменные колонны композитного ордера. Резиденция в поселке Горки II. Фотография из портфолио Domoff Group

Витые и закрученные в спираль колонны характерны для маньеризма и барокко. Асимметричность и вольность декоративного оформления также свойственна опорам в стиле модерн (ар-нуво).

Витые колонны
Аркада на витых колоннах украшает вход в резиденцию и галерею первого этажа, а полуколонны задают ритм второго яруса. Никольская слобода. Фотография из портфолио Domoff Group

Муфтированной называется колонна с рустовкой – чередованием призматических вставок и коротких цилиндрических частей ствола, которое создает интересную игру света и тени.

Муфтированные колонны
Муфтированные колонны дома директора солеварни в Арк-э-Сенан

Канделябровые (балясовидные) колонны характерны для позднего Ренессанса и по внешнему виду часто напоминают балясины, увеличенные в масштабе. Их диаметр непостоянен: то увеличивается, то уменьшается с высотой. Такие опоры часто имеют причудливую базу и капитель.

Чугунные колонны
Чугунные колонны канделябровой формы, эскизы из архитектурной энциклопедии Г. В. Барановского

Историко-географическое влияние 

Этот признак подразумевает конкретику в опознании исторического периода в совокупности с характерным для него декором, который в современных условиях или в отличных от места происхождения странах не воспроизводят.

Рассмотренные выше виды колонн характерны для западноевропейской архитектуры. В это же время существуют и другие узнаваемые виды цилиндрических опор:

  1. Египетская гаторическая. Посвящалась богини Гатор, лицо которой рельефно изображалось с 4-х сторон. Сверху находился призмоподобный многогранник с моделью здания. Фуст колонны украшали священными символами и сюжетами. Стержень напоминал музыкальный инструмент систр, который применяли женщины в культе служения богине.
  2. Персидские колонны отличались исключительной высотой в 20-30 метров и более. Имели сложные капители, канонично включавшие раздвоенных быков и волюты в качестве символов обмена благодатью с верховным Божеством. Сначала опоры создавали из дерева, потом из камня.
  3. Индийская колонна. Богато украшенный столп вырубался из камня, и в этом заключалось подражание обработке дерева. Опора имела самостоятельное значение – являлась центром священных церемоний.
  4. Классические китайские колонны не имеют капители. Их делают только из дерева и используют для поддержания крыши.
Гаторическая колонна
Египетская гаторическая (1), персидская (2), индийская (3), китайская (4) колонны

По конструктивному применению и несущей способности

Несущая 

Колонну, принимающую нагрузку и поддерживающую свод, балки перекрытий, антаблемент, арку, называют несущей. Она всегда выполняет эту функцию и дополнительно может вносить вклад своим декором в общее художественное оформление объекта.

Связанная

Полуколонны и трехчетвертные колонны являются производными разновидностями опор: первые выступают над базовой поверхностью на ½ своего объема, вторые – на ¾ соответственно. При этом они могут быть связаны со стеной, то есть  включены в ее массив. В этом случае являются полностью или частично несущими. Также их могут использовать исключительно для красоты.

Служебная 

Приставная полуколонна, которая поддерживает пяту арки или нервюру свода. Всегда выполняет несущую функцию; может быть незаметной или украшенной.

Смысловое назначение отдельно стоящих колонн

Название Особенности оформления Смысл

Триумфальная

Часто увенчаны статуями императоров, правителей, полководцев. Поверхность украшена сюжетными рельефами, иллюстрирующими баталии и подвиги. Вид памятника, увековечивающий  достижения влиятельной персоны.

Вотивная, в том числе надгробная

Опоры, связанные с конкретным обетом, часто устанавливались на священной земле у античных храмов. Поверхность покрывали изображениями и рельефами предметов, посвященных божествам, а также религиозными символами. Исполнение обета, поминовение, конкретная просьба, например, об исцелении.

Чумной (Марианский) столб

Пышно декорированная колонна в стиле барокко, увенчанная статуей Девы Марии и окруженная скульптурами святых. Религиозный памятник, выражающий благодарность за прекращение мора, победу над болезнью или победу в конкретной войне.

Ростральная 

Украшена скульптурными изображениями носов кораблей; в древности эти корабельные части были настоящими трофейными. Памятник победам на море или символ морского могущества города, области, страны (например, ростральная колонна при въезде во Владивосток, колонны Васильевского острова в Санкт-Петербурге)

Парная 

Парные колонны, соединенные узлом.  Символ двух столпов храма Соломона в Иерусалиме, который является мистическим прообразом всех христианских церквей.

Сломанная 

Опора с переломанным фустом или без капители. Жизнь, оборвавшаяся преждевременно.

Антропоморфная

Скульптурная мужская или женская фигура. См. атлант, кариатида.

Современное применение колонн в архитектуре 

Фонарные столбы и опоры для освещения 

Колонны, возникшие в Древнем Мире, не утратили актуальности и в современной архитектуре. Область их применения лишь расширилась. Например, привычные фонарные столбы, с пьедесталом или без, установлены в любом городе вдоль тротуаров и парковых троп. С точки зрения строительной механики они часто представляют собой колонны.

Ротонда

Ротонда сейчас – разновидность круглой в плане беседки с куполом, который поддерживают цилиндрические опоры, часто стилизованные под античные столпы. Устанавливают в парках, усадьбах и частных домовладениях. Лаконичная форма, переходящая в открытое пространство, способствует спокойному отдыху и общению на природе.

Ротонда с ионическими колоннами
Ротонда с композитными колоннами. Фотография из портфолио Domoff Group

Колоннады: возведение и реставрация 

Представляют собой ряды колонн, обычно без пьедесталов на общем подножии, объединенных аркадой или горизонтальным перекрытием; могут иметь несколько ярусов. 

Внутри церковных зданий визуально разделяют пространство на нефы, а с конструктивной точки зрения – поддерживают профилированные ребра арок свода (нервюры). 

В гражданском градостроительстве последовательность колонн часто подпирает крыши портиков, балконов, обзорных площадок, прогулочных галерей. Внутри зданий ряды украшенных опор величественно обрамляют приемные и парадные залы. 

Современный пример: легкие колонны из полимеров используют для быстрого создания свадебных арок и оформления пространства гостевого зала.

Реставрация зданий прошлого – еще одно направление, в котором активно применяют колонны из полимерных и натуральных материалов для замены разрушенных элементов. Во времена «петровского» и московского барокко, классицизма, русского «узорочья», модерна было создано множество объектов церковной и гражданской архитектуры, которые сейчас нуждаются в регулярном обслуживании.

Фасадный декор для частных домовладений

Оформление входных групп усадеб и частных домовладений – еще одно современное применение для колонн. На фоне смешения ордеров и принципов отделки, античность и классика выделяются ясностью и лаконичностью форм. Эти стили очаровывают владельцев загородной недвижимости, ценящих основательность, неподвластную времени. Каменные колонны в фасадном оформлении соединяют в себе изящество и красоту, которые способны оживить даже простые прямоугольные формы основного здания.

Каменные колонны для украшения резиденций
Гладкие колонны из камня украшают экстерьер частной резиденции. Фотография из портфолио Domoff Group

Материалы для изготовления колонн

Традиционные и натуральные материалы 

Дерево, камень, кирпич (блоки из обожженной глины), чугун  – материалы для изготовления колонн, известные с давних времен. 

Название материала

Достоинства

Недостатки

Ценовой сегмент (на начало 2022 г.)

Бетон

Подходит для отливки колонн с простой формой и декором, так как имеет отличные характеристики прочности при работе на сжатие.

Плотность сравнима с плотностью камня, то есть вес изделий окажет реальное воздействие на фундамент. Необходима финишная отделка ввиду низкой эстетики внешнего вида. Скромные художественные свойства. Производство по индивидуальным эскизам может быть затруднено.

Средний

Кирпич

Распространенный материал для самостоятельного строительства и отделки.

Объективно не самый прочный стройматериал, блок можно расколоть ручными инструментами. Некоторые виды кирпича демонстрируют впитывание воды, что, скорее, зависит от соблюдения технологии изготовления производителем. Это означает отсутствие морозостойкости: при понижении температуры в блоке образуются микротрещины, что ведет к снижению прочности и разрушению.

Средний

Дерево

Натуральный материал, пригодный для самостоятельной обработки и строительства. Обладает высокими декоративными свойствами.

Изначально неустойчивый ко многим воздействиям, без периодического обслуживания окончательно теряет прочность и эстетику, подвергается гниению, распадается на волокна и превращается в труху. Экзотические породы, сравнимые по прочности с железом,  имеют высокую стоимость (парротия, эбен, мербау).

Премиум

Чугун

Прочность при статичной нагрузке, долговечность при уходе, простая утилизация.

Хрупок, можно отколоть кусок при ударе. Легко окисляется и потому нуждается в защитном покрытии.  Чугун не менее тяжел, чем камень.

Премиум

Камень

Прочность и долговечность подтверждены исторически. Привлекательный и благородный внешний вид. Разнообразие природной расцветки.

Колонны из камня имеют многотонный вес, что оказывает нагрузку на фундамент. Для доставки и монтажа необходима аренда оборудования и наем профессиональной бригады.

Премиум +

Материалы на основе цемента 

Цель изобретения новых строительных материалов на основе цемента и полимеров – нейтрализовать недостатки привычных составов. Например, сделать бетон устойчивым к растяжению без армирования, которое не всегда нужно. Для этого в состав добавляют устойчивое к щелочам стекловолокно и получают стеклофибробетон. Правильно приготовленный, он затвердевает быстрее обычного, что создает трудности при попытке изготовить мелкий декор. 

У изделий из новых видов архитектурного бетона есть и существенные достоинства: они в несколько раз легче аналогов, полученных из привычного цемента, песка и воды. Однако, есть фактические данные, что прочность ухудшается со временем, что, возможно, зависит от добросовестности продавца. К тому же стоимость связующих полимеров и компонентов изначально является высокой, а отливка по индивидуальным эскизам – технически сложным, часто невозможным, процессом.

Материалы на основе полимеров и пластика

Строительные материалы на основе пластика были разработаны с той же целью: получить максимально возможную прочность или заданные свойства (атмосферо-, химио- и биостойкость) при доступной для большинства потребителей цене.  Так возникли архитектурные виды пенопласта (ПС), полиуретана (ПУ), поливинилхлорида (ПВХ) и стеклопластика. Последний является самым устойчивым к механическим воздействиям материалом, его показатели сравнимы с характеристиками стали. При этом он имеет малый вес и стойкость ко всем видам факторов, из-за чего активно применяется в машиностроении. Так обнаружилось, что он подвержен истираемости, демонстрирует влагопоглощение и имеет крайне канцерогенную пыль.

Вторым по прочности и ее сохранению с течением времени является полиуретан. Однако, даже он в процессе длительной эксплуатации подвержен деформации и усадке. Пенопласт, с его серьезным недостатком прочности, является исключительно декоративным материалом. На колонны, изготовленные из полистирола, невозможно опереться. Их разумно применять для быстрого оформления гостевых, свадебных залов и театральной сцены.

Документы, регламентирующие изготовление и установку колонн

Название документа Что регламентирует

СП 70.13330.2012

Несущие и ограждающие конструкции.

Все виды несущих и ограждающих конструкций.

СТО НОСТРОЙ 2.7.58-2011

Колонны сборные железобетонные многоэтажных зданий. Технические требования к монтажу и контролю их выполнения

Нормы и правила, предъявляемые на различных этапах к монтажным и демонтажным работам при возведении архитектурных объектов.

ГОСТ 23342-2012

Изделия архитектурно-строительные из природного камня.

Дает определение колонны (п. 3.19), базы (п. 3.4) и капители (п. 3.17). Относит колонну, ствол и базу к телам вращения (п. 4. 5), а капитель – к сложнопрофильным изделиям (п. 1) и указывает, что не распространяется на них. 

Задает номинальные размеры частей опор (п. 4.5.2, табл. 4).

Определяет, что если высота колонны превышает 2 м, она может быть собрана из барабанов (п. 4.5.3). При этом ширина швов между ними не должна превышать 1 мм (п. 4.5.6).

Допускает утолщение нижнего диаметра на 15%-20%, при длине колонны более 4 м (п. 4.5.7).

Устанавливает нормы и требования к природному камню и готовым изделиям.

Размеры  колонн по госту
Номинальные размеры колонн по ГОСТ 23342-2012, табл. 4

Колонны из камня

Прочность и долговечность колонн из камня проверена веками. Созданные однажды, они будут поддерживать балконы, эркеры, навесы, арки, крышу или верхние этажи зданий на протяжении многих десятилетий. 

Каменные колонны в античной и классической стилистике аккуратно организуют пространство, добавляя ритм и эстетическую завершенность. С помощью фасадного декора из мрамора и травертина владельцы визуально поднимают класс недвижимости, превращая загородные дома в резиденции и особняки.

Коринфская колонна у входа в резиденцию
Парадный вход оформлен каменными колоннами и балюстрадой. Фотография из портфолио Domoff Group

С поставленной задачей справляются столпы из благородных горных пород в древнеримском, классическом стилях, а также в ренессансном и барочном оформлении. Сочетание природной эстетики, натуральной текстуры, красоты, изящества и нерушимой основательности делают каменные колонны привлекательным триумфальным украшением. Заказать изготовление опор и ознакомиться с выбором материала можно на странице «Фасадный декор из камня» от Domoff Group. Ниже дополнительно размещена галерея реальных работ с пояснениями, которые помогут определиться с предпочтениями.

Каменные колонны
Каменные колонны делают образ резиденции завершенной. Фотография из портфолио Domoff Group
Квадратные колонны с каннелюрами
Торжественные колонны с квадратным поперечным сечением и каннелюрами оформляют вход в резиденцию. Фотография из портфолио Domoff Group
Пилоны из камня
Пилоны из песчаника – столбы без базы и капители – поддерживают балкон второго этажа. Фотография из портфолио Domoff Group
Каталог камня и фасадного декора Domoff Group

В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.

Скачать каталог