Что такое орнамент в архитектуре

Орнамент – ритмичное повторение узора, составленного на основе абстрактных форм, часто заимствованных от природы и наделенных мифологическим смыслом. В. И. Даль определял этот вид оформления как «украшенье» и «прикрасу, особенно в зодчестве». 

Единый абстрактный узор, полученный путем сочетания или переплетения линий, теней, красок, также считается орнаментом. Однако наиболее распространены виды рисунков, в которых можно выделить повторяющуюся структуру. Это практично и удобно с точки зрения выполнения отделки.

Орнамент с виноградными лозами
Благодатный орнамент с виноградными лозами, высеченными по песчанику, украшает фризовый пояс. Фотография из портфолио Домофф Групп

Базовая часть узора, минимально необходимая для создания полноценной декоративной полосы и подлежащая многократному повторению, называется раппортом. При этом он может применяться для построения композиционного орнамента не только по горизонтали, но и по другим осям: по вертикали и пересекающимся диагоналям.

Зачем используют орнаменты 

В современном языке понятие орнамента синонимично частному случаю декора. Однако в изобразительном искусстве и общей композиции орнаментальное оформление исторически является второстепенным и часто – с формальным назначением. 

Так, например, в Древнем Риме глаголы «decorare» и «ornare» означали «украшать». Только в первом случае смысловой оттенок был в прославлении, в соответствии внешнего вида ситуации возвеличивания; а во втором – в снабжении необходимым, в формальном соответствии вооружению. Таким образом, если римскому легионеру требовалось оружие «ornamentum» (с чеканкой и гравировкой), то на первый план выходили его защитные качества и практичность использования. Императору же во время триумфального шествия полагалось оружие «decorum». В те времена для декора была свойственна определенная идеологическая нагрузка; орнаментальное оформление же имело формальное значение.

Прежде чем стать орнаментом, каждая изобразительная форма проходит процесс абстрагирования. Его можно определить как упрощение до повторяющейся абстракции, выраженной визуально, – иконического знака. Превратить изображение в иконический знак можно 3 способами, которые считаются в теории искусства основными:

  • Собственно упрощенное абстрагирование, которое может проявляться в начертании контура без учета конкретных свойств пространства и освещения; Например, устраняется светотень и стиль;
  • Геометризация – разбивка на геометрические примитивы с уподоблением формату поверхности;
  • Стилизация – изменение характера реалистичного изображения под структуру и особенности основного стиля.

Таким образом, орнамент, получившийся по законам метра и ритма, может быть расположен:

  • В ряд, и тогда его функция является обрамляющей относительно основного объекта декора;
  • Композиционно по раппорту вдоль 4-х осей симметрии, и тогда повторяющийся мотив заполняет всю отведенную ему поверхность. 

Кильчевская Э. В. в работе «От изобразительности к орнаменту» отметила, что формообразующие закономерности, приведенные выше, характерны практически для всех этнических культур. Это легко отслеживается исторически. 

Несмотря на то, что орнамент имеет вспомогательное значение по сравнению с основной композицией, его функция не может быть сведена до простого отделочного приема. Он имеет важное смысловое значение и помогает понять ритуальные и магические оттенки назначения предметов, которые украшает. 

Диагностическая функция орнамента расскажет о принадлежности объекта к определенному стилю или эпохе, культурно-историческом значении, приверженности декораторов конкретным традициям в искусстве.

Орнамент с иониками
Древнегреческий ордерный орнамент с иониками. Фотография из портфолио Domoff Group

Покрывая соединения, стыки, крепления, орнамент подчеркивает конструктивные особенности предметов и архитектурных сооружений. Во втором случае речь идет уже о демонстрации тектонических закономерностей – способов членения и выявления пропорций. 

Правильно подобранное орнаментальное оформление взаимодействует и с материалом отделки: проявляет его качества, взаимно раскрывает их в конкретных приемах обработки,  художественно обогащает характер поверхности. Таким образом, сфера применения орнамента не ограничивается архитектурой и изобразительным искусством. Повторяющиеся мотивы используют в народных промыслах и ремеслах, декоративно-прикладном искусстве, в дизайне рисунков для обоев, тканей и других поверхностей, неограниченно простирающихся вдоль осей симметрии.

Геометрический орнамент из мрамора
Геометрический орнамент из различных оттенков мрамора. Фотография из портфолио Domoff Group

Виды орнамента

Типология орнаментальных композиций основывается на разнообразии связей орнамента с поверхностью, которая его содержит, то есть на специфике расположения мотивов на плоскости. В архитектуре и фасадной отделке выделяют следующие разновидности:

1. Ленточный, или поясной, представляет собой декоративный ряд, как самостоятельный, так и обрамляющий основную композицию, что применяют во фризах, на обломах, тягах и других погонажных элементах;

2. Раппортно-сетчатый (в быту – сплошной) используют при заполнении поверхностей мотивами, шаблонированными по трафарету, по нескольким осям: диагональным, вертикальной, горизонтальной.

Орнамент с усиками
Мотивы усикообразного орнамента времен Ренессанса, которые могут как обрамлять, так и заполнять поверхности повторением. Пример из книги Шуберта Зольдерна «Стилизация растений».

3. Центрический – располагается по центру архитектурного элемента, раскрывается от этой точки влево и вправо, вверх и вниз; в подавляющем большинстве случаев симметричен относительно центральной оси. Повторов раппорта не имеет, так как сам является одиночным мотивом. Примерами могут служить усикообразные произвольные орнаменты эпохи Ренессанса, которыми украшали  внутренние поверхности люнетов, филенок, настенных вставок. От разновидности 2-ого типа отличается отсутствием дублирования и размножения шаблона по поверхности.

Центрический орнамент
Примеры центрических орнаментов в архитектуре эпохи Ренессанса из книги Шуберта Зольдерна «Стилизация растений»

Различают орнаменты и по степени абстрагирования. В таблице представлена полная классификация с каноничными примерами.

Тип раппорта по степени абстрагирования Описание особенностей
Геометрический  Состоит из абстрактных форм, линий, геометрических примитивов: отрезков, точек, зигзагов, ломаного контура, кругов, ромбов, спиралей, звезд, многоугольников и т. д.
Флоральный, растительный 

Цветы, плоды и листья, как геометрически упрощенные, так и стилизованные, в том числе под конкретный ордер: 

  • Листья аканта; 
  • Плоды и ветви граната, платана, лавра, папируса; 
  • Цветы лотоса;
  • Различные пальметты;
  • Ветвящиеся усики; 
  • Фестоны и произвольно спадающие фруктовые, растительные гирлянды и др.
Зооморфный, по мотивам животного мира Упрощают и стилизуют изображения как реальных, так и мифологических, неведомых существ, а также части их фигур.
Антропоморфный В качестве основы используют человеческие фигуры.
Геральдический Включает обработку эмблем, гербов и геральдических знаков.
Письменный Стилизованные надписи, например, вязью, арабицей и т. д.
Орнаментальная вставка с усиками
Орнаменты с усиками на вставках из теплого песчаника, изготовленных на заказ в единственном экземпляре, украшают фасад загородного дома. Фотография из портфолио Domoff Group

Классификация орнаментов с учетом историко-географического происхождения также представляет большой интерес для фасадного декора. С помощью правильно подобранного оформления можно усилить эстетическое влияние основного стиля на зрителя, увеличить качество аутентичности и правдоподобности отделки.

Эпоха и регион Особенности описания Сфера применения Палитра
Древняя Греция  Геометрический стиль, меандр, морские волнообразные линии. Вазопись, архитектура  Черный, золотой
Византия 

Растительные мотивы: виноградная лоза, акант, пальметты и лилии, ветви и венки из лавра.


 

Животные: рыбы, голуби, львы, грифоны, павлины.

Мозаика, фреска, архитектура Песочный, красный, синий, зеленый.
Древняя Персия

Преобладают фантастические существа: грифоны, симурги, ромбовидные рыбы.


 

Часто встречается груша, как в виде каплевидных плодов, так и в растительной форме (ветви, цветы). 

Монументальная роспись, живопись, архитектура Разнообразна. Преобладает зеленый и синий.

По степени рельефности, орнаменты бывают:

  • Плоскими, вровень с поверхностью, что характерно для росписи;
  • С низким рельефом (барельефными);
  • Горельефными – выступающими более чем на ½ объема;
  • Скульптурными.
Фризовый орнамент
Фризовый пояс с орнаментом из иоников и виноградных лоз. Фотография из портфолио Домофф Групп

Все перечисленные элементы используют как в современной стилизации фасадной отделки, так и в рамках устоявшихся художественных традиций. Загородные дома и резиденции, спроектированные по канонам античности и классицизма, украшают различными панно, вставками, фризовыми поясами. Их заполняют и обрамляют узнаваемыми мотивами:

  • Пальметтами и листьями аканта;
  • Виноградными лозами;
  • Лиственными венками;
  • Цветами лотосов и лилий.

Современное применение орнамента в фасадном декоре 

По причине многообразия историко-географических условий, существует несколько тысяч орнаментов, первые из которых датированы эпохой палеолита. Изобразительное искусство – один из многочисленных, но очень удобных способов, чтобы отразить связь с миром и свое место в нем. С этой точки зрения повторяющиеся мотивы, прошедшие все этапы абстрагирования, изначально служили выражением взаимосвязей окружающего мира в фольклорно-поэтической форме, что в первую очередь характерно для народного творчества.

Орнаменты в архитектуре
Древнегреческий декор и орнаменты – ионики, бусы, зубчики, кессоны – изготовлены мастерами Domoff Group из мраморизованного известняка с особой четкостью

Орнаментальные раппорты являются художественным выражением базовых устоев и представляют собой инструмент символьного описания мира:

  • Отражают цикличность, характерную для природных явлений и жизнедеятельности человека;
  • Принципы пропорциональности (пример: одно тождественно множеству, им образованному);
  • Законы равновесия;
  • Троичность религиозных представлений.

Изначально каждый орнаментальный узор имел глубокое сакральное, обережное и смысловое значение, которое выходило на первый план. В современной архитектуре эти функции утрачены, и орнаменты в фасадной отделке применяют для следующих целей:  

1. Декоративно украшают поверхности обломов, причем связь облома с конкретным профилем имеет устоявшийся ордерный статус:

  • Геометрическая порезка – для прямолинейных;
  • Бусы из жемчужин (перлов) – для валиков;
  • Различные  листики – для каблучков и гуськов;
  • Ионики – для четвертных валов.

2. Маскируют стыки, эстетично оформляют переходы между частями конструкции. Например, переход  от фуста к капители канонично маскируют овами;  s-образную тягу в верхней части ордерного карниза – киматием.

Орнамент на обломах
Орнаментированные профили, снизу вверх: дентикулы (зубчики), ионический киматий, карниз с пальметтами, выше — астрагал с «бусами». Дом Флавии на Палатинском холме в Риме

3. Выражают принципы тектоники через участие в системе членения, подчеркивания пропорций. 

4. Гармонично обрамляют и заполняют декоративные элементы масштабируемыми, инверсными раппортами, что повышает художественную ценность и культурную привлекательность всего архитектурного объекта. С помощью орнаментальных трафаретов и шаблонов обрамляют панно и филенки, заполняют плоскости стен, наборных полов, потолков в технике мозаики, росписи, каменной черни и резьбы.

Документы, регламентирующие применение орнаментов

Название стандарта Предмет регламента

ГОСТ 23342-2012

Изделия архитектурно-строительные из натурального камня

Устанавливает требования к горным породам (п. 4.18) и изделиям из них, типам поверхностной фактуры (п. 4. 6).

Ограничивает область применения: не распространяется на сложнопрофильные изделия (п. 1). Это означает свободу в плане творческой обработки, не противоречащей остальному законодательству РФ. 

Обзор материалов: плюсы и минусы

Для создания орнаментов внутри помещений существует огромное количество материалов, которые легко обрабатывать и крепить самостоятельно. В лидерах списка: древесина, гипсовая лепнина, легкие пластмассовые молдинги из пенопласта и полиуретана, различные трафареты и краски, если речь идет о росписи плоской поверхности. Рассмотрим варианты сотворения пластического орнамента – имеющего рельефность различной степени выраженности.

Дерево

Плюсы: Древесину мягких и среднетвердых пород легко обрабатывать самостоятельно. Дерево имеет приятный запах, теплую фактуру и характерный рисунок. Считается безопасным и экологичным сырьем. Есть возможность выполнить финишную отделку.

Минусы: Изделиям из дерева нужны щадящие условия эксплуатации. Защитные пропитки продлевают срок службы элементов, установленных снаружи здания, однако не могут нейтрализовать негативные воздействия полностью. Нет защиты от огня, воды, случайных ударов. Ценные породы дерева входят по стоимости в премиум-сегмент.

Гипсовая лепнина

Плюсы: Незаменимый материал для профессионалов лепки, исходное сырье находится в доступной ценовой категории. Быстро формуется и застывает. После застывания можно, как и дерево, обрабатывать различными способами: раскрашивать, покрывать позолотой, воском и прозрачными пропитками, закрывающими поры.

Минусы: Лепнина из алебастра и гипса чувствительна к перепадам влажности. Покрытие профилактическими составами продлевает  срок службы декора. Не пригодна для использования снаружи на фасадах из-за разнообразия климатических условий. То, что понимают под орнаментальной лепниной для украшения экстерьеров, обычно оказывается пластмассовыми молдингами или отливкой из белого цемента.

Пластмассовые молдинги

Плюсы: Декоративные полосы с орнаментами, бордюры, вставки, обрамляющие виньетки находятся в ценовой категории эконом+. Есть определенный выбор моделей и цветов. Накладные элементы легко установить самостоятельно: для этого нужны лишь ровная поверхность и клей. Долговечны в щадящих условиях комнатного микроклимата.

Минусы: Невозможно изготовить на заказ декоративные украшения для заполнения плоских поверхностей по индивидуальным эскизам. Есть небольшое число предприятий, которые учитывают пожелания заказчика, но здесь нужна подходящая форма. С учетом промышленных масштабов производства, даже при ее наличии, отливать несколько декоративных полос часто не представляется выгодным. 

Для создания орнаментов снаружи зданий, в фасадном декоре, применяют материалы с повышенной прочностью – кирпич, архитектурный бетон, натуральный камень. Они имеют свои преимущества и недостатки. 

Кирпич

Плюсы: Подходит для простых геометрических орнаментов на основе кирпичных блоков разных цветов. Сочетая несколько оттенков кирпича между собой, можно создавать панно мозаичного типа и украшать абстрактными мотивами садовые дорожки. Материал легко купить, производства находятся в России.

Минусы: Необходимо обратить внимание на класс морозостойкости и показатели водопоглощения, изучить репутацию производителя. Несмотря на широкое распространение в частном жилищном строительстве, кирпич не является самым прочным материалом: блок легко расколоть ручным инструментом, отчего прочность отколотого фрагмента снижается. Для создания фигурных краев лучше использовать лекальную разновидность.

Архитектурный бетон

Плюсы: Отличается от обычных смесей повышенной декоративностью: есть выбор цвета. Является мелкозернистой фракцией, что удобно для лепки. Быстро застывает. Может армироваться волокнами, что повышает прочность. Конкретный состав следует читать на упаковке или в описании товара. Есть возможность осуществить реставрацию поврежденной детали без демонтажа  всего конструктивного элемента.

Минусы: Смесь содержит большое количество синтетических компонентов, поэтому не является экологичной в обывательском смысле. Производство  зависит от наличия исходных материалов, а итоговая стоимость состава – от стоимости всех добавок. Самыми дорогими являются смолы (для получения агломератов) и пластификаторы. Орнамент из некачественной бетонной смеси не будет долговечным и быстро разрушится.

Натуральный камень

Плюсы: Даже у тех горных пород, которые относят к классу низкой прочности, есть запас долговечности, кратно превосходящий аналогичные показатели кирпича и бетона.  Материал имеет природное происхождение и считается экологичным. В обработку поступают монолиты, не затронутые выветриванием и разрушающими факторами. Уже в Древнем Мире существовали способы ручной обработки и создания рельефных орнаментов из натурального камня, которые сохранились до наших дней, спустя более чем 2 тыс. лет. В современных условиях, с промышленным оборудованием, выполнить работы по созданию любого декора стало намного проще. Камень для фасадов – статусное и долговечное архитектурное решение, которое с течением времени лишь растет в цене.

Минусы: Натуральный камень не удобен для самостоятельной обработки из-за высокой плотности и массы. Изготовление фасадных элементов, доставку и установку лучше делегировать компании, которая занимается пакетным оказанием подобных услуг. В противном случае есть шанс запутаться с координацией действий или что-то упустить, например, необходимость самостоятельно арендовать специальную технику. По причине большого  веса изделий, перед установкой необходимо выполнить инженерный расчет нагрузок и точек крепления, определиться со способом установки (механический, на раствор или комбинированный с усиленным армированием). 

Фасадные орнаменты из натурального камня 

Орнаментальную отделку фасадов выполняют из горных пород различной прочности, что разрешено ГОСТ 23342-2012 (п. 4.18):

  • Из прочных изверженных: сиенита, диорита, гранита и т. п.;
  • Из прочных метаморфических: кварцита, мигматита;
  • Из изверженных и метаморфических средней прочности: лабрадорита, порфирита, габбро, диабаза, мрамора (метаморф.);
  • Из осадочных средней прочности: песчаника, мраморизованного известняка, доломита, травертина.

Натуральный камень, образованный путем преобразования различных осаждений, имеет более высокую пористость, чем высокопрочные горные породы, поэтому легок в обработке. Орнаменты могут быть изготовлены с помощью машинной и ручной резьбы, включая обработку индивидуальных эскизов в единственном экземпляре.

Орнамент с пальметтами
Коринфские колонны и архитравное перекрытие украшено орнаментами из известняка-песчаника. Резиденция в поселке Горки II. Фотография из портфолио Домофф Групп

Из натурального камня, относящегося к классу гранитов или кварцитов, изготавливают фрагменты оформления наборного типа, когда комбинируют отделочную плитку и пластины по природным оттенкам. Таким образом получают различные геометрические орнаменты, которые могут демонстрировать как игру контраста, так и  гармоничное сочетание палитры.

Компания «Домофф Групп» осуществляет производство и установку фасадной облицовки и отделки с декоративными орнаментами любой сложности. Весь камень проходит контроль по госту, за этим следит служба качества. Благодаря слаженной работе инженерных специалистов и квалифицированных бригад,  завершено более 100 проектов усадеб, загородных резиденций и домов. Закажите звонок, чтобы получить консультацию об этапах разработки орнамента и сроках проведения работ по фасадному декору от Domoff Group.

Каталог камня и фасадного декора Domoff Group

В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.

Скачать каталог