Что такое розетка в архитектуре 

Розетка (также – розетта, роза) – разновидность центрического орнаментального мотива, близкого по внешнему виду к симметрично распустившемуся цветку или ботанической розетке в буквальном смысле. Состоит из сердцевины и повторяющихся элементов, исходящих из нее радиально. В их качестве могут использовать лепестки (канон), листья (канон), их чередование, а также стилизованные геометрические примитивы. В быту розетки часто называют лепниной.

Розетка в архитектуре
Розетки чередуются с филенками на фасаде здания. Фотография из портфолио Domoff Group

Почему розетка так называется

Интересный факт! Название этого декоративного архитектурного элемента происходит от французского слова rosette, что в буквальном переводе означает – «розочка». Так в истории архитектуры увековечен факт вдохновения античных строителей красотой природы. В Древнем Египте предметом созерцания был распустившийся лотос, в Японии – хризантема, в Ассирии – маргаритки и ромашки. Современные электрические розетки называют по аналогии с круглой формой исходного орнаментального мотива, предназначенного для размещения на стенах.

Зачем нужны розетки в фасадном декоре

Архитектурная розетка – один из самых распространенных элементов, который возник одновременно в нескольких древних государствах. Такие центрические мотивы найдены в искусстве Древнего Египта, Ассирии, Персии, Месопотамии, Китая и Индии. 

В Древней Греции розетты использовали для украшения погребальных стел, а также частей объектов дорического ордера. Орнамент отливали из бронзы, покрывали позолотой и размещали во фризах, между карнизом и архитравом, накладным способом. В дальнейшем этот ритмичный декор перешел в древнеримские варианты ордеров. В сложнокомпозитных системах времен Ренессанса малыми розетками украшали верхние части капителей колонн и промежутки между подкарнизными модульонами.

Розетки под карнизом
Розетки расположены под коринфским карнизом и чередуются с модульонами. Профилированные кессоны на потолке также имеют розеточные центры. Фотография из портфолио Domoff Group

Еще одно историческое применение для розетт – разметка центров потолочных кессонов. Центрирование служит цели визуализации ритма. Зацепившись взглядом за правильно обозначенную декоративную точку, человек начинает видеть тектонические закономерности структуры и ее красоту.

Круглая цветочная розетка
Круглая цветочная розетка в центре мраморного кессона. Фотография из портфолио Домофф Групп

Розетку можно назвать универсальным элементом для всего искусства. Ее применяют не только в архитектуре, но и во всех видах живописи, лепном декоре, мебельной и фасадной отделке и даже в изготовлении бижутерии. Секрет успеха прост: мотив покоряет своей радиальной симметричностью, вариативностью и заменяемостью повторяющихся частей.

Так в раскопках на Северо-Западе Руси, в районе Старой Ладоги VIII—XI вв., археологами были найдены металлические женские украшения – различные подвески, составленные из лунниц и спиралевидных колец. Эти типы центрического розеточного орнамента характерны для искусства Древней Скандинавии. Существует предположение, что мотивы завезли на территорию Руси древние викинги, у которых были распространены схожие круговые розетты с эффектом зрительного вращения. Похожие украшения изготавливали и в Византии, для этих целей использовали золото и серебро.

Оттуда розетки распространились по всей Европе, активно применялись в романике и готике, для чего были подвергнуты характерной стилизации. Эпоха Возрождения не могла проигнорировать этот элемент, и после экспериментов Ренессанса розеточные мотивы применялись повсеместно во всех последующих исторических стилях – классицизме, неоклассицизме, ампире, барокко, ар-нуво и ар-деко. Розетты появились на резной мебели, тканях, художественных изделиях из бронзы. Однако первое место по производимому эффекту и частоте применения (по количеству объектов) осталось за архитектурой. 

Причины столь частого использования кроются не только в определенной эстетике симметричности, но и в других функциях, которые выполняют розетки:

  • Маскируют дефекты поверхности;
  • Скрывают открытые стыки и края конструкций;
  • Участвуют в общей системе тектонического ритма;
  • Обладают собственной декоративной ценностью;
  • Являются диагностическими элементами для историков архитектуры, которые могут по материалу и стилизации определить примерные годы создания архитектурного объекта.

Какими бывают розетки: фото, примеры, разновидности

Розетты отличаются способом построения. Несмотря на кажущуюся симметричность, розетки, выполненные декоративно-лепным способом, могут иметь небольшие отличия в контурах составных частей – листьях, усиках, лепестках. 

По количеству осей построения различают розеточные мотивы:

  • С одной вертикальной осью;
  • С вертикальной и горизонтальной;
  • С 4-мя осями симметрии (+2 диагональные).

По геометрическому типу внешнего контура, в который можно вписать розетту с максимальным количеством точек касания выделяют:

  • Статичные мотивы – прямоугольные и квадратные розетки;
  • Динамичные – ромбические, многоугольные, овальные, круглые.
Виды архитектурных розеток
Примеры архитектурных розеток по способам построения

По характеру композиционной взаимосвязи и наличию симметрии комплекты розеточных мотивов различают следующим образом:

  • Все элементы набора одинаковы и между ними нет закономерности: их собственные части симметричны в пределах эскиза или наоборот, лишены этого свойства (все розетты одинаковы и одинаково асимметричны);
  • Элементы находятся в определенной зависимости друг от друга, например, в зеркальном (поворотном) отражении по одной, двум или 4-м осям.
Симметричные и несимметричные розетки
Слева – асимметричная прямоугольная розетка, справа – симметричная

Почему это так важно? С точки зрения изобразительного искусства, розетка является композицией. Это значит, что при ее разработке руководствуются такими принципами, как:

  • Соразмерность: основу составляют крупные элементы, а мелкие – дополняют;
  • Ритмичность смены рисунка и фона;
  • Оптимальное число базовых элементов – от 1 до 3.

В искусстве, архитектуре и сложной орнаментике  применяют несколько типов, полученных с помощью строгого геометрического построения. Рассмотрим их особенности. 

Название  Особенности построения и внешнего вида  Стиль, под который элемент адаптирован изначально Архитектурные элементы, которые украшали розеттами
Трифолий (треф, трефоль, трилистник) Трехлопастная розетка, построенная с помощью 3-х окружностей, центры которых лежат в вершинах равностороннего треугольника, а радиус каждой равен половине длины его стороны.  Готика
  • Переплеты витражных окон;
  • Вимперги;
  • Часто форма плана готических церквей и капелл являла собой трилистник, что отражало сакральную символику Троицы.
Квадрифолий  Симметричная комбинация геометрических примитивов, полученная пересечением квадрата и 4-лепесткового цветка и объединением их площади. Готика
  • Мемориальные плиты;
  • Картуши;
  • Филенки;
  • Орнаментальные вставки на стенах;
  • Переплеты витражных окон;
  • Порталы и вимперги, украшенные резьбой по натуральному камню;
  • Скульптура.
Масверк  Сложный орнамент, основанный на симметричном переплетении дугообразных и прямых линий. Например, кратно повторенные трифолии или квадрифолии. Отчасти является художественным выражением сложных пересечений нервюр сводов в миниатюре.  Готика
  • Стрельчатые окна и арки;
  • Вимперги;
  • Порталы.
Большая роза  Большие розетки, целиком занимающие витражные окна, на основе мотива раскрытого бутона или звезды, с подчеркнутым членением. Готика, очень редко – романика.
  • Круглые витражные окна больших размеров.
  • В романских храмах членение розы было простым. С переходом элемента в готический стиль орнаментальное переплетение значительно усложнилось.

Интересный факт! В средние века в Западной Европе сложился культ «Мадонны роз». Поэтому розеточный мотив обрел новое значение. В розариях – традиционных католических четках и изобразительных композициях, прославляющих Мадонну, – количество лепестков обрело литургический смысл.

По характеру рисунка все многообразие розеточных мотивов сводится к  типам, описанным в таблице ниже.

Название  Особенности построения 
Акантовая  Листья аканта сменяются стрелками, как в греческих иониках.
Вихревая, с эффектом визуального вращения  Круглая розетка, из центра которой выходят линии, загнутые в одном направлении по ходу или против часовой стрелки. Так передают зрительный эффект вращения. В Древней Руси X—XII вв. такой элемент называли «водоворотом». Древнегреческий аналог – меандр.
Солнечная Вихревая розетка, стилизованная под соляр – вращение солнечного диска.
Спиралевидная Образуется закрученной спиралью. Солярный знак Древней Скандинавии.
Лунница, лунула Состоит из двух полумесяцев, которые стыкуются в нижней точке окружности. Применяют для создания женских шейных украшений типа колье. 
Зонтичная  Круг или эллипс, симметрично разделенный на сектора.

По наличию рельефа и способу его получения различают розетки:

  • Плоские, но с имитацией объема, написанные цветными красками, а также в технике монохромной росписи (гризайль); 
  • Барельефные и горельефные, полученные с помощью резьбы или лепки.

Розетки следует отличать от похожих орнаментальных мотивов по сути рисунка, которые сами могут перемежаться с розеттами: 

  • Букрания – плоско нарисованного или рельефного изображения головы, черепа быка;
  • Маскарона – антропоморфного рельефа, выражающего маску эмоции персонажа или выдуманного существа
Розетки и букрании
Букрании чередуются с розетками во фризовом рельефе Ротонды Арсинои на о. Самофракия

Современное применение

Архитектурная розетка – не только востребованный, но и узнаваемый декоративный элемент.  Ее применяют как в интерьерном дизайне, так и в фасадной отделке. Розетты можно увидеть на любой части здания внутри и снаружи. Исключение составляет только цоколь. Популярные места для размещения: 

  • Стены, в том числе разделенные филенками, вставками, фризами, орнаментальными полосами;
  • Центр фронтонных тимпанов;
  • Области над дверными и оконными проемами, в центре фронтончиков над наличниками и сандриками;
  • Нижняя поверхность карнизов;
  • Капители колонн;
  • Потолочные кессоны;
  • Антрвольты и архивольты;
  • Внутренние и внешние поверхности арочных сводов;
  • Декоративные ниши и люнеты;
  • Пустые области между повторами фестонов и гирлянд;
  • Ступени и полы с монтажом заподлицо.
Розетки на фасаде
Аскетичное оформление розетками фасада гостевого дома выполнено из известняка-песчаника. Фотография из портфолио Domoff Group

В современном фасадном декоре розетки могут быть как частью вспомогательного оформления, так и самостоятельной композицией, притягивающей взгляд. Эффект завершенности усиливается, когда вокруг мотива остается много пустого поля, например, при одиночном расположении розетты  в центре фронтонного тимпана.

Материалы для производства

В Древнем Мире для изготовления центрических орнаментов применяли натуральный камень, гипс, бронзу. Когда римляне изобрели скрепляющий раствор, его тоже стали использовать для отливки декоративных элементов.

Основная ассоциация у большинства заказчиков при упоминании рельефных розеток связана с гипсовой лепниной, которая по факту оказывается изготовленной из полиуретана (ПУ) методом литья. Гипс не выдерживает переменчивых атмосферных условий, поэтому его используют только внутри помещений с обязательным защитным покрытием, закрывающим поры.

Архитектурный полиуретан

Прежде чем украшать фасад здания полимерными материалами, к которым относится ПУ, следует знать о ряде объективных преимуществ: это высокопрочный износостойкий эластомер, устойчивый к механическим нагрузкам. Поэтому он активно применяется как утеплитель и конструкционный материал в строительстве и машиностроении. Это один из самых легких стройматериалов. Архитектурные элементы – розетки, филенки, вставки, – изготовленные из ПУ, легко установить самостоятельно на клей.

Однако, есть и недостатки: пористая структура является причиной усадки со времени. Это означает, что декоративный элемент через 10-15 лет потеряет внешний вид. 

Бетоны нового поколения

Зодчие и мастеровые экспериментировали с отливкой декоративных элементов из скрепляющих растворов со времен античности. Современные строительные смеси во многом превосходят первоначальные составы по характеристикам прочности и качества. 

Бетонный раствор на традиционном сером цементном связующем не предназначен для изготовления облицовочных розетт. Для целей отделки это должен быть состав на белом цементе или с добавлением  конкретного пигмента по цветовой схеме. Здесь возникает проблема с индивидуализацией – не каждый изготовитель учитывает предпочтения и персональные нужды заказчика. 

Ситуацию можно исправить применением пигментированного уплотняющего покрытия, которое показано для изделий из архитектурного бетона для закрытия пор. Такая мера продлевает срок службы и придает внешний лоск. Процедуру нужно повторять раз в несколько лет. Это дополнительные расходы на обслуживание и трата времени.

Другие проблемы, с которыми может столкнуться заказчик, при желании приобрести фасадные розетки из бетона, – отсутствие нужных форм. Это означает невозможность изготовления по тем эскизам, которые не входят в линейку производства.

Из-за того, что составы имеют многокомпонентное искусственное происхождение и в них задействованы пластификаторы, армирующее стекловолокно и другие дорогостоящие составляющие, стоимость итоговых деталей часто является не самой доступной. Кроме этого, на  рынке может возникнуть дефицит самого сырья.

Натуральный камень

Перед пилением, выкалыванием, точением, гравировкой или резьбой любой натуральный камень представляет собой обычную глыбу. Применяя различные методы обработки – как промышленно-лазерную, так и ручную, – из монолита убирают  лишние части согласно эскизу. В результате получают декоративные и конструктивные архитектурные элементы различных размеров – от розеток до колонн.

В этом плане природный камень универсален. Он не зависит от стоимости других компонентов, а по прочности не имеет равных. Поэтому многочисленные этапы обработки не сказываются на ее запасе. Сохранившиеся памятники архитектуры на территории современной Греции являются реальным подтверждением этого факта. 

В камне можно выполнить самый сложный, тончайший декор с сохранением максимальной четкости, что является огромным преимуществом перед другими стройматериалами. Это подходящее решение для рельефных розеток и центрического орнамента в целом, когда нужно проработать каждый бутон и усик. 

Недостатки натурального камня не связаны с его качеством. Из-за высокой плотности материала, и как следствие – его тяжелой массы, самостоятельную установку невозможно выполнить в одиночку. Точки крепления и способы монтажного армирования должны быть предварительно одобрены инженерами, а несущие стены обследованы на предмет дополнительных нагрузок. Стоимость готовых изделий вместе с разработкой проекта, доставкой и монтажом входит в класс премиум.

Документы на отделочные розетты из натурального камня *

Наименование стандарта Суть регламента

ГОСТ 23342-2012

Изделия архитектурно-строительные из природного камня 

Действует на архитектурные элементы, составляющие систему экстерьерного и интерьерного декора с функцией защиты фасадов зданий и других объектов  от негативных воздействий (п. 1). На сложнопрофильные изделия не распространяется (п. 1), что дает творческую свободу их разработки и изготовления. 

Регламентирует типы обломов, которые можно применять при построении композиции (пп. 3.8-3.12), классифицирует виды фактур лицевой поверхности архитектурных элементов (п. 4.6, табл. 5).

Устанавливает требования к горным породам (п. 4.18), которые могут использовать в производстве отделочных изделий.

*На розетты из других материалов действуют профильные стандарты.

Фасадные розетки из камня 

Прежде чем изготовить розетты из натурального камня, нужно проработать эскиз каждого архитектурного украшения. В основу может быть положены как индивидуальные наброски заказчика, так и типовые решения с дальнейшей доработкой. Схема действий включает следующие шаги: 

  1. Определяют форму контура, местонахождение центра и количество осей симметрии.
  2. Намечают расположение основных, крупных элементов розетты.
  3. Прорисовывают эскиз и детализируют оформление.

Цвет розетки должен гармонировать с общей отделкой фасада. Заказчики отдают особое предпочтение нескольким вариантам: 

  • Контрастная нарядная схема на основе темного тона, когда для основной отделки фасада использован темный камень или кирпич, а декор изготовлен из светлых горных пород, например, из белоснежного известняка;
  • Гармония или контраст на основе светлого, когда для облицовки применяют светлый или белый материал, а отделочные архитектурные элементы выполняют из камня другого оттенка, заметного издалека. Так, сюда подходит золотистый песчаник, молочно-кофейный травертин, мрамор
Овальная розетка
Трехлопастный аттик украшен центральной овальной розеткой из белоснежного известняка. Фотография из портфолио Domoff Group
Потолочные розетки
Потолочные розетки вырезаны из мрамора. Фотография из портфолио Домофф Групп

В зависимости от эскиза, розетки могут быть изготовлены с помощью резьбы по камню, а также выкалывания или пиления, если речь идет о наборном геометрическом розеточном орнаменте. Этот способ подходит для плотных низкопористых высокопрочных горных пород – гранита, кварцита, диабаза, габбро, – которые плохо поддаются ювелирной обработке. 

Несмотря на сложности, такой вариант отнюдь не редкость, потому что магия неповторимых текстур и палитр природного камня безотказно очаровывает. Так существует вид гранита с натуральным  оттенком молочного шоколада, а цвета отделочного туфа выходят из привычной красно-желто-оранжевой гаммы в фиолетовый и смешанный узорчатый спектр.

Специалисты «Домофф Групп» занимаются фасадным декором более 15 лет. Они разработают и изготовят розетты с учетом индивидуальных предпочтений, стиля и общей цветовой схемы здания. Свяжитесь с консультантом через заказ звонка, чтобы узнать особенности установки розеток на фасад загородного дома, примерные сроки и этапы работы.

Каталог камня и фасадного декора Domoff Group

В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.

Скачать каталог