Что такое фиал в архитектуре

Фиал в архитектуре готики – декорированный фигурный шпиль или многоскатное (граненое) пирамидальное навершие для башенок-пинаклей. Вне готики термин в широком смысле означает фигурный шпиль шатрового типа. Может увенчивать щипцы (тип островерхого фронтона без визуального подчеркивания карнизом), контрфорсы, столбы, если их поперечное сечение отвечает принципам готического пропорционирования.

Прозрачный фиал
Стеклянный купол в форме фиала украшает загородный дом в Никольской Слободе. Фотография из портфолио Domoff Group

Составные элементы фиала и его назначение

Базой фиала служит ствол пинакля в виде многогранной призмы (4, 6, 8 боковых граней и более) или имитирующий его столб. Пинакли, которые с первого взгляда кажутся декоративными башенками, размещенными для красоты, на самом деле имеют конструктивное значение. В готических соборах они расставлены между вимпергами, на вершинах и устоях аркбутанов, что усиливает давление на контрфорсы, направленное вертикально вниз.

Это интересно! Вимперг – высокий остротреугольный фронтон, подчеркнутый снизу наружным обрамлением арки.

Чтобы усилить воздействие силы тяжести, массу башенок увеличивали за счет наполнения свинцом. Такая мера укрепляет всю конструкцию наружных ребер (контрфорсов), которая, в свою очередь, разгружает несущие стены и внутренние своды основного здания от сил распора и внутренних приопорных моментов.

Пинакли, а следовательно, и фиалы, активно используют при создании и реставрации малых архитектурных форм в готическом стиле:

  • Алтарей;
  • Табернаклей (в ед. ч. табернакль – реликварий со святыми мощами);
  • Балдахинов;
  • Кивориев (в ед. ч. киворий – навес, алтарная сень; похож на беседку).

При созерцании объектов готической архитектуры легко увидеть специфические декоративные элементы, которые покрывают ребра пинаклей и фиалов, – краббы и флероны (крестоцветы). Однако бывают и аскетичные варианты. Самый известный пример – Рочестерский собор, который при этом является самым ранним зданием, где использованы пинакли (строительство начато ≈ 1079-1080 гг.).

Рочестерский собор
Рочестерский собор – романская церковь в стиле нормандской архитектуры, где впервые применены пинакли с пирамидальными навершиями-фиалами

Крабб – элемент готического объемно-строительного орнамента в форме изогнутых листьев, цветков и полуоткрытых бутонов, которые расползаются (от нем. krabbeln — ползать) по ребрам конструкций. Издалека, когда невозможно разглядеть орнамент, череда краббов похожа на вереницу зубчиков, что раскрывает их истинное орнаментальное значение. Так тектонически подчеркивают силуэты частей архитектурного объекта, обозначают их выразительную устремленность вверх. 

Крестоцвет – декоративный наконечник, который используют, чтобы тектонически подчеркнуть вершину, в буквальном смысле – верхнюю точку остроугольной конструкции – шпиля, башни, фронтона, купола и т. д. В готической архитектуре стилизован под распускающийся цветок с 4-мя лепестками. Таким образом, и сверху, и снизу крестоцвет напоминает крест. Этот элемент также используют в перевернутом положении в точках пересечения нервюр свода. Символизм направлен на воплощение формы «процветшего креста», который ассоциативно связан с древом жизни, а то, в свою очередь, с вечной жизнью, даруемой верой в Иисуса.

Виды крестоцветов
Виды крестоцветов

Важно! Термин «флеро́н» иногда употребляют синонимично понятию «крестоцвет» и даже понятию «фиал». Это является терминологической ошибкой, потому что ребра фиала украшены другими элементами – краббами, и только верхняя остроконечная точка – крестоцветом. Флероном же называют навершие в широком смысле. Примерами здесь служат самые разные классы архитектурных венцов: кровельные гребни, шпили, шатры, пирамиды с крестом на вершине. 

Комбинации краббов с крестоцветами можно увидеть и на основных фасадах строений. Готический орнамент из ползучих листьев и флоральных наконечников располагают в верхней точке каждого внешнего ребра, вершинах вимпергов.

Таким образом, фиал как купол граненой формы, украшенный специфическим орнаментом, выполняет несколько функций:

  • выражает и подчеркивает зрительное устремление здания ввысь, к Богу;
  • конструктивно, посредством своей массы, участвует в системе распределения веса, чем повышает устойчивость всего строения;
  • несет символическую религиозную нагрузку;
  • участвует в системе усиления звука внутри соборов и  колоколен; 
  • является ярким декоративным элементом, характерным для готики.

Разновидности фиалов 

Из-за специфичности внешнего вида, который характерен только для готического стиля, фиалы классифицируют по ряду декоративных особенностей:

  • Количеству пирамидальных граней (4, 6, 8 и более);
  • Наличию декора (ребра могут не иметь скульптурного орнамента);
  • Внешнему виду крестоцветов (см. выше) и наверший. Это могут быть наконечники-шары соразмерно малого диаметра или огромные статуи, равные целому фиалу по высоте (пример – Миланский собор, материал отделки – мрамор).

Отдельно выделяют богато украшенные фиалы в стиле пламенеющей готики, признаком которых является спирально закрученная, витиеватая форма и очертания, схожие с языками пламени. Этот тип наверший имел столь важное значение в плане символизма, что немецкий архитектор Маттеус Рорицер посвятил ему трактат «О преимуществах фиалов» (Der Fiale Gerechtigkeit, 1486), приложив 22 чертежа, выгравированных на дереве. 

«Пламенеющие» фиалы отчасти напоминают зажженные факелы. Витражные окна и тимпаны соборов в стиле пламенеющей готики включают различные виды криволинейных орнаментов. «Рыбий пузырь» и «кинжал» образуют изощренные переплетения масверков, которые напоминают проскакивающие огненные всполохи.

Пламенеющая готика
Криволинейные орнаменты пламенеющей готики. Иллюстрация из архитектурного справочника Энтони Уайта и Брюса Робертсона

Интересный факт! Понятие «пламенеющая готика» означает стилевое направление в готической архитектуре позднего периода (XV в.) в Португалии, Испании и Франции. Этот термин ввел французский историк Шарль Ланглуа. При этом он считал мудреные криволинейные орнаменты и формы вырождением стиля, а не его расцветом. 

В. Г. Власов, советский теоретик искусства, увидел в поздней готике кризисную фазу, в которую начались срочные поиски новых решений, и это выглядело так, будто готическое искусство начало отрицать само себя. Такие изыскания стали предвестником формирования мышления в рамках понятий классицизма, процесс становления которого активно шел в Италии в эти годы.

Фиалы в стиле пламенеющей готики
Фиалы в стиле пламенеющей готики украшены статуями вместо крестоцветов. Миланский собор – редкий образец пламенеющей готики в Италии

Современное применение 

Богатое наследие готического стиля в виде совокупности характерных элементов не может быть предано забвению. Поэтому в современном строительстве с некоторыми упрощениями используют и пинакли, и фиалы. Примером может служить здание московского ЦУМа, возведенное в 1908 г. по мотивам неоготики. Фасадные части верхних этажей украшены башенками с фиалами, а навершия имеют шаровидную, а не крестоцветную форму.

Московский цум
Пинакли и фиалы с шаровидными наконечниками на фасаде здания торгового дома «Мюр и Мерилиз» (ЦУМа) в Москве

Для современного оформления в стиле псевдоготики характерно упрощение наверший, которые уже нельзя назвать крестоцветами. Они имеют разнообразную форму, составленную из геометрических примитивов или их художественной обработки, что роднит такие декоративные элементы со шпилями. Современные фиалы могут оканчиваться: 

  • Шарами;
  • Крестами;
  • Пиками;
  • Листьями и цветами как в розетках, так и в произвольных комбинациях;
  • Балясовидными, канделябровыми формами с заострением.

Востребованные схемы фасадного декора с применением фиалов в современной отделке по выбору заказчиков часто включают:

  • Пирамидальный купол-башенку, сплошной или прозрачный;
  • Череду фиалов на стенах вдоль главного фасада или по всему периметру;
  • Фиальные «факелы» по бокам от входного портала или над входным вимпергом;
  • Краббово-крестоцветные навершия для украшения опор готических беседок и малых архитектурных форм садово-паркового искусства.

Архитекторы черпают вдохновение не только от созерцания западноевропейских строений. Часто в качестве образца используют известные объекты русской готической архитектуры: 

  • Капеллу и Колодец в петергофской Александрии;
  • манеж Дворцовых конюшен в Петергофе;
  • Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

Стандарты и госты на установку и создание фиалов

Название стандарта Контекстное содержание

СП 387.1325800.2018

Железобетонные пространственные конструкции покрытий и перекрытий

Закрепляет определение купола (п. 3.6), свода (п. 3.5), призматической, балочной и шатровой складок (пп. 3.7-3.9). 

Устанавливает правила проектирования для различных видов купольных наверший.

СП 494.1325800.2020

Конструкции покрытий пространственные металлические

По принципу работы относит своды и купола к жестким системам (п. 4.1). Устанавливает их правила проектирования.

СП 391.1325800.2017 

Храмы православные

Включает купольные навершия (п. 3.19) с различными основаниями и формой в систему проектирования храмов и церквей.

ГОСТ 23342-2012

Изделия архитектурно-строительные из природного камня

Закрепляет требования к качеству, номинальные размеры, типы форм и поперечных сечений для изделий из натурального камня, предназначенных для создания фасадных систем с защитно-декоративной функцией.

Материалы для фиалов

Традиционным материалом для создания фиалов является природный камень. Реалистичная форма каменных краббов и крестоцветов поначалу ввергает в изумление. Благодаря непринужденной пластике кажется, что здесь использован состав, предназначенный для лепного декора, например, глина, гипс или цемент. Во многих справочниках архитектуры в определении фиала подчеркнуто указывают, что это каменная декоративная пирамидка [...].

Также пинакли, фиалы и элементы декора могут быть полностью отлиты из чугуна. Такой вариант легко увидеть в архитектуре Петербурга и его окрестностей (пример – Готический Колодец). 

Из нестандартных вариантов следует отметить полностью деревянные пинакли, которые применяют только в мебельном декоре. Эксплуатация при комнатной температуре и влажности обеспечивает им сохранность в пределах установленного срока. Шпили, башенки, пирамидальные купола и заостренные навершия, предназначенные для фасадов, не изготавливают из дерева из-за вероятности попадания молнии и пожароопасности. Случаи, когда по причине грозы сгорали деревянные здания целиком, в истории архитектуры есть (Меншикова башня).  

В современном строительстве пинакли с фиалами в большинстве случаев имеют композитную структуру из нескольких материалов. 2 основных варианта:

1. Облегчённая каркасная металлическая конструкция с дальнейшей облицовкой пластмассовыми, полимерными панелями, клинкером, каменными пластинами. 

Преимущества. Здесь возможно максимально снизить затраты и собрать подходящий вариант из дешевого сырья. Есть большой выбор финишного покрытия и дальнейшей отделки фиала. Следовательно, ценовой диапазон также широк. Фигурный шпиль, вместе с краббами и крестоцветами,  может быть изготовлен из металла методом ковки целиком. В таком случае получается изысканный премиум-вариант. Неоспоримое преимущество каркасных конструкций – высокая скорость сборки. 

Недостатки. Навершия с каркасной основой, являющиеся частями здания, необходимо оснащать теплоизоляцией изнутри. Качество каркаса и его антикоррозийного покрытия следует проверять до оформления заказа. Ржавчина является распространенной причиной истончения металлических деталей, из-за чего изделие теряет прочность и становится непригодным к установке.

2. Пинакли из кирпичных и пенобетонных блоков с дальнейшим оштукатуриванием, обработкой гидрофобизаторами и сооружением кровли из листового железа.

Преимущества. Фиалы из кирпича и бетона прочны, основательны и не нуждаются в дальнейшем укреплении. Кладку можно декорировать или оставить открытой. Фигурные кирпичные блоки активно применяют при возведении объектов в стиле нео- и псевдоготики.

Фиал из кирпича

Недостатки. Это не самый дешевый вариант по сравнению с каркасным. Обращение с лекальным кирпичом требует сноровки и некоторых навыков. При заказе материала нужно обращать внимание на класс морозостойкости, а при отсутствии финишного декора требуется обработка гидрофобными растворами. Они покроют поверхность пленкой, отталкивающей воду. Это продлит срок службы и снизит темпы разрушения от разрыва внутренних связей при замерзании. 

Архитектурный фиал из натурального камня 

Природный камень имеет ряд преимуществ перед традиционными и современными конструкционными и композитными материалами:

  • Исключительная многообразие декоративной обработки означает реальную возможность создания отделки в любой форме – как по типовым, так и по уникальным схемам;
  • Запасов прочности хватает, чтобы выдержать различные виды механической обработки машинным и ручным способом, без потери характеристик в долгосрочной перспективе;
  • Натуральность текстуры, палитры, разнообразие фактур (ощущение поверхности на ощупь);
  • Статусность, престиж, уникальность экстерьеров – триада, которую не могут дать другие материалы.

Архитектурные фиалы на фасад изготавливают из песчаника, мраморизованного известняка, мрамора, гранита, доломита и других видов дагестанского камня, которые могут немного отличаться друг от друга составом минералов, слагающих породу. При некоторой пористости поверхности декоративных изделий рекомендуют покрывать гидрофобными пропитками. 

Ярким примером престижности фасадной отделки камнем является эта парапетная балюстрада. Здесь реализовано уникальное архитектурное решение, при котором тумбы плавно переходят в фиалы с навершиями в виде вдохновляющих статуй-муз. Объект, выполненный в камне, – первый претендент на звание памятника архитектуры в течение следующих поколений.

Фиалы из натурального камня
Балюстрада из песчаника с тумбами-фиалами, украшенными скульптурой. Фотография из портфолио Domoff Group

Недостатки у фасадной отделки камнем тоже есть. Самый первый – премиальная стоимость, которая доступна не всем. Обработка монолитов трудоемка и энергозатратна, в этом процессе задействуют дорогостоящее высокоточное оборудование. 

Второй пункт – высокие значения плотности, массы и веса. Все эти показатели связаны друг с другом. Натуральный камень – один из самых тяжелых материалов. Это неотъемлемый признак его аутентичности. Ощутимое влияние силы тяжести нейтрализуют на этапе подготовки, куда входят обследование несущих конструкций, отрисовка проекта, расчет нагрузок и количества декоративных элементов. 

В-третьих, работа с натуральным камнем в одиночку невозможна. Необходима помощь в виде рабочей силы и подъемной техники. Вес одного пинакля с фигурным фиалом может достигать нескольких сотен килограмм. Специалисты Domoff Group готовы взять на себя весь процесс создания системы фасадного декора в готическом, нео- и псевдоготическом стиле по предпочтениям заказчика. Доверяя архитекторам, инженерам и монтажным специалистам с многолетним опытом, владельцы загородной недвижимости освобождают себя от хлопот и получают премиальный продукт – статусную систему экстерьера своей мечты. Сделать первый шаг очень просто – достаточно заказать звонок и консультацию по фасадному декору из камня.

Каталог камня и фасадного декора Domoff Group

В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.

Скачать каталог