Что такое аркада в архитектуре 

Ряд одинаковых по очертаниям и величине арок, которые могут опираться на пилоны, колонны и образуют единый мотив. Применение аркады требует тщательного расчета нагрузки, так как без стены для поддержки композиция не может длительно выдерживать воздействие на сжатие. Согласно ордеру по Ф. Брунеллески, стена должна находиться в глубине структуры, чтобы принимать на себя большую часть нагрузки от опор.

Аркада в архитектуре
Аркадная галерея на первом этаже резиденции в Никольской слободе. Фотография из портфолио Domoff Group

Аркада по древнеримскому типу является простейшей с точки зрения построения. Размеры ее элементов находятся в зависимости друг от друга. Отношение ширины проема к его высоте, ширины простенка к ширине проема, толщины стены к ширине простенка равно 1:2.

Пропорции для построения аркад
Пропорции для построения аркады по римскому типу. Ширина проема вдвое меньше его высоты, ширина простенка вдвое меньше ширины проема, и толщина стены вдвое меньше ширины простенка

Назначение аркады, ее связь в архитектуре с другими элементами

Возникновение арки связано с дефицитом ресурсов в странах Древнего Востока. В качестве строительного материала здесь применяли сырцовые или обожженные кирпичные блоки. Камня и дерева часто не хватало для сооружения полноценных перекрытий. Такие условия стимулировали поиск новых решений, и во II тысячелетии до нашей эры в Египте, Месопотамии и Сирии начали строить арки.

Для архитектуры Древней Греции своды арочной формы — и тем более аркады — не характерны. Горизонтальные перекрытия изготавливались из деревянных балок либо выкладывались мраморными блоками, дефицита в материалах не было. 

Градостроители Древнего Рима без стеснения заимствовали идею новой конструкции. Аркады, образованные рядами полуциркульных (со сводом в виде полуокружности) арок — характерная черта внешнего облика многих зданий того времени. Огюст Шуази описывал аркаду как «главное новшество декоративной архитектуры римлян». Зодчие применяли череду дугообразных перекрытий во многих случаях:

  1. При возведении сооружений внушительных размеров, что экономило строительные материалы без потери в устойчивости; часто это были амфитеатры (Колизей, театр Марцелла), цирки.
  2. Для строительства каналов подачи воды к пунктам, расположенным ниже источников, — акведуков. Часть такого водопровода в форме моста, перекинутого через овраг, дорогу или реку в низине, называют так же. Акведуки являются разновидностью виадуков — мостов с исключительно транспортным назначением, конструктивно содержащих аркаду для преодоления сложности наземного рельефа.

Самый известный акведук и одновременно памятник древнеримской архитектуры — Пон-дю-гар. Это трехъярусная аркада из известняка розовато-жёлтого цвета. Один каменный блок мог весить до 6 т, для их перемещения использовали прототип подъемного крана. Каменная кладка не скреплялась раствором: все элементы точно подогнаны друг к другу. Точность строительства была поразительной: при общей протяженности в 50 км разница высот начальной и конечной опор составляет всего 17 м, то есть 34 см/км.

Аркада для акведука
Пон-дю-Гар — самый высокий древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, имеет длину 275 м, высоту — 47 м. Расположен во Франции. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (1985). Шедевр древнеримской архитектуры

Романский стиль, связь которого с древнеримским зодчеством  установил Арсисс де Комон, унаследовал архитектурный аркадный элемент в полном объеме. Планы средневековых европейских соборов и монастырей часто включают крытые арочные галереи. 

Конструктивное назначение правильно построенной аркады — равномерное распределение нагрузки стены между отдельными несущими опорами. Согласно принципам строительной механики, при вертикальном давлении из-за касательного механического напряжения каждая арка испытывает основное воздействие на сжатие, а не на изгиб. Из-за этого возникает ответная реакция — сопротивление сплющиванию, называемое распором, который по векторам сил уходит вбок, на опорные стены или пилоны. Сочетание неправильного расчета и избыточной нагрузки может привести к деформациям и обрушению конструкции.

Устройство арки
Устройство арки из каменной кладки. 1. Замковый камень. 2. Клинчатый камень (вуссуар). 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос). 4. Пятовый камень (импост). 5. Внутренний свод (интрадос). 6. Стрела подъёма. 7. Пролёт. 8. Опорная стена.

Именно с этой проблемой столкнулись каменщики позднего Средневековья в процессе строительства готических соборов, план которых часто содержит аркады. Для решения задачи они применили стрельчатые арки с меньшей боковой отдачей по сравнению с круглыми, и 2 новых архитектурных элемента: контрфорс и аркбутан. Их использование позволило не скромничать с количеством, высотой и шириной пролетов арочных проемов.

Характеристики

Контрфорс

Аркбутан

Расположение

Внешнее вертикальное несущее ребро, возведенное напротив узлов механического напряжения, впритык или на некотором расстоянии. Может иметь форму полуколонны.

Внешняя полуарка, изготовленная из камня.

Назначение

Принимает часть горизонтального распора, облегчает нагрузку несущих стен, и тем самым укрепляет все здание. 

Передает распорное напряжение на внешнюю опору; позволяет разгрузить несущие стены и устои основного здания, что создает условия для увеличения внутреннего пространства через количество, ширину арочных проемов и высоту сводов.

Контрфорсы у здания Братского Аббатства
Контрфорсы у здания Братского Аббатства
Аркбутан
Аркбутан, крупный план. 2 аркбутана передают нагрузку одному контрфорсу

Разновидности аркад

В «Истории архитектуры» Огюст Шуази, французский историк и инженер, разделял аркады по конструктивным особенностям.

  • Аркады на импостах (пилонах), где пилон  — массивный опорный столб, импост —  верхняя часть пилона и точка опоры для каждой арки. Колонны не ставили под арочные пяты, а приставляли снаружи, сделав из них сначала  полуколонны для украшения, а потом и вовсе пилястры. Так они перестали нести максимум нагрузки, превратившись в контрфорсы для антаблемента, который со временем тоже стал декоративным элементом. Такая композиция, известная как «римская архитектурная ячейка», нарушала античный ордер, Шуази называл эти особенности «дефектами принципа».

Самый известный пример — Колизей — образован трехъярусными замкнутыми аркадами, арки которых опираются на пилоны, а полуколонны имеют декоративный смысл и в качестве контрфорсов поддерживают антаблементы, а не своды.

Колизей
Колизей — самый известный пример аркадного строения, арки которого опираются на импосты пилонов, что видно при увеличении
  • Аркада на колоннах (ордерная). О. Шуази критиковал римскую ячейку за то, что она образует собственный ордер, в котором архитрав перекрывает пролет арки; «бессмысленный антаблемент» следует уничтожить, оперев саму арку на колонну. По его данным, одобряемые им аркады получили распространение  в IV в. и только в христианских базиликах.

По И. Б. Михаловскому, в эпоху Ренессанса аркаду с опорой на капители колонн впервые применил Ф. Брунеллески. Такая композиция кажется визуально легкой, в ней нет ничего лишнего; ее используют для украшения небольших лоджий и прогулочных галерей. Однако, побочным эффектом была непрочность (Л. Б. Альберти). Брунеллески придумал сделать в глубине помещения опорную стену и перекинуть на нее подпружные арки от капителей, что придало композиции нужную устойчивость.

Воспитательный дом Ф. Брунеллески
Открытая галерея в виде аркады у воспитательного дома во Флоренции, построенного по проекту Ф. Брунеллески

На этом деление аркад с конструктивной точки зрения не заканчивается. В зависимости от того, является ли аркада самостоятельной частью здания или зданием целиком, они бывают в виде:

  • Открытых галерей (лоджий), которые служат для ажурного оформления экстерьера, общения, прогулок, наслаждения прохладой тени; в мирском строительстве их обычно устраивают вдоль первого или любого другого этажа по желанию владельца, а в церковном с их помощью украшают стены внутреннего двора — клуатра;
  • Угловых галерей, примером может служить лоджия Ланци с аркадой на колоннах;
  • Портиков с аркадой — крытых галерей и проходов, характерных для многих средневековых соборов и христианских храмов; в зависимости от расположения на плане такие крытые аркады имеют свои названия (с западной стороны — нартекс; аркада на верхнем ярусе — трифорий и т. д.).
Угловая аркада
Угловая аркада перед входом в загородный дом. Фотография из портфолио Domoff Group.

По наличию сквозного пролета аркады делятся на содержащие его и на слепые, или ложные. Во втором случае мотив из повторяющихся арок называют аркатурой, а в русском зодчестве — аркатурным (аркатурно-колончатым) поясом. Назначение такого элемента — исключительно декоративное. В ряде случаев между арками и стеной, которую они украшают, оставлено  пространство, недостаточное для прохода.

Аркатура в архитектуре
Пример аркатуры — аркады из ложных арок. Кентерберийский собор, Англия

Что касается формы самих арок, складывающихся в аркадных мотив, то на сегодняшний момент известно около 50 видов. Они различаются расположением центра построения, вогнутостью/выпуклостью дуг и другими специфическими деталями.

Основные виды арок
Основные виды арок

Аркады в современной архитектуре 

Этот красивый элемент используют при строительстве открытых галерей вдоль фасадов, что реализовано во многих торговых центрах. Примером и источником вдохновения служат здания в стиле классицизма. Большой Гостиный двор, расположенный в Санкт-Петербурге, является памятником зодчества XVIII в. и имеет 2 яруса аркад.

Аркады Гостиного Двора в Санкт-Петербурге
Аркады Большого Гостиного двора в Санкт-Петербурге

Часто аркады трудно узнать, потому что они образованы чередой окон арочной формы, но от этого суть не меняется.  Достаточно представить их без остекления, наподобие Колизея, чтобы понять это.

Аркада из арочных окон
Аркада из арочных окон. Фотография из портфолио Domoff Group

Первое место по самому необычному способу применения аркады в современной архитектуре принадлежит Рикардо Бофиллу. По его собственным словам, он построил «Версаль для народа» в 10 км от одноименного дворца: 2  жилых комплекса, объединенных общей темой, — «Виадук» и «Озерные аркады». Их возведение происходило в рамках реализации проекта социального жилья. Архитектурный жанр — индустриальный тектонический бетон.

Жилой комплекс Рикардо Бофилла
Жилой комплекс «Озерные аркады» Рикардо Бофилла

Материалы для возведения архитектурных арок и аркад

Традиционный материал для строительства аркад — кирпич и каменные блоки. Не случайно в названии частей арки так часто встречается слово «камень»: замковый, клинчатый, пятовый. Колонны и полуколонны-контрфорсы изготавливают из монолитов целиком или секциями-барабанами, из которых потом собирают стержень. Сейчас для этих целей также используют архитектурный пенопласт и полиуретан, стеклофибробетон, стеклопластик и сборные металлические конструкции. Для особой надежности их бетонируют и подвергают дальнейшей отделке. Также несущие колонны для арок могут быть изготовлены из ЖБ-элементов.

Облицовка интерьерных арок внутри жилого помещения может быть выполнена из дерева, МДФ, декоративного винила и пленки. Современные отделочные материалы имитируют текстуру природных материалов с особой реалистичностью. 

Название Плюсы Минусы
Камень Прочность, долговечность, эстетичность, устойчивость к нагрузкам Высокая плотность и вес приводит к нагрузкам на фундамент. Сложные доставка и монтаж.
Дерево Экологичность, эстетичность, возможность тонировки колером. Требуется ряд защитных покрытий, отсутствует ударопрочность, пожароопасно.
Бетон Долговечность, прочность. При одинаковой с камнем плотности лишен всякой эстетики. Рекомендуется использовать как основу для заливки фундамента и опор.
Полиуретан Легкий. Разные формы  можно изготовить на заказ. Низкая стоимость Имеет только декоративное назначение, нельзя использовать в качестве несущих опор. При нагревании свыше +80°C начинается процесс деформации.
Стеклопластик Дешевый, легкий, можно изготовить любую форму. Легко царапается, а пыль канцерогенна. Обладает влаго- и водопоглощением.

Документы, регламентирующие строительство аркад

Стандарт Регламент
СП 70.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 (с Изменениями N 1, 3) Несущие и ограждающие конструкции (размеры, ширина, высота, расстояние до кровли или потолка).
СП 15.13330.2020 Каменные и армокаменные конструкции. Расчет и проектирование конструкций, возводимых с применением кладки из кирпича, керамических, силикатных, бетонных, в том числе ячеистобетонных, блоков и  природных камней.
СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004 Безопасность зданий и сооружений при градостроительной деятельности, кроме объектов ИЖС.
Технологическая карта 95-08 ТК Кирпичная кладка арок и сводов. Не имеет срока действия.

Аркады из камня 

Аркада из камня — лучшее декоративное решение при минимальном расходе сырья. Она придает экстерьеру здания ажурную легкость и при этом без слов презентует владельца как ценителя истории и античных мотивов. 

Череда каменных арок визуально разгружает пространство и добавляет объема как в интерьере, так и со стороны фасада. Их также можно использовать для оформления межкомнатных проемов, переходов между частями здания и  зонирования.

Аркада из камня
Аркада из известняка-песчаника для загородного дома. Фотография из портфолио Domoff Group

Натуральный камень не только экологичен, но и имеет пожизненный запас прочности, долговечности, а также достаточно прост в уходе. Для несущих опор рекомендуется использовать твердые и плотные горные породы:  

  • Гранит
  • Базальт;
  • Травертин;
  • Мрамор;
  • Песчаник;
  • Известняк.

Достоинства  облицовки арочных конструкций натуральным камнем очевидны:

  • Долгий срок службы;
  • Легкость в уходе;
  • Эстетичный и респектабельный вид.

Ценовая категория отделочных деталей из горных пород относится к классу «Премиум», но высокие сроки эксплуатации и качество полностью оправдывают стоимость. Получить консультацию можно на странице “Облицовка фасадов камнем” от Domoff Group.