Что такое гирлянда в архитектуре
Гирлянда, или фестон — сложный архитектурный элемент с орнаментальным назначением. Включенные в состав объемного лепного украшения детали могут иметь символичный смысл, что особенно характерно для античного зодчества. Эта традиция нашла отражение даже в градостроительстве сталинского периода.
С художественной точки зрения термин означает волнообразную цепочку, жгут из сплетенных воедино листьев, цветов, стеблей, ветвей с плодами, визуально имеющую 2 точки опоры, форму полукруга между ними и красиво ниспадающие концы. Изгиб, который образуют концы флоральных фестонов, называют каплей, или маргентом.
Русское слово «гирлянда» созвучно французскому, итальянскому и латинскому варианту (фр. guirlande, итал. ghirlanda, лат. gerrae), перевод одинаков — «плетение». Жители Древней Греции и Рима украшали гирляндами в праздничные дни дверные проемы и здания, а также алтари и головы животных, предназначенных для жертвоприношения. В Древнем Египте цепочки, сплетенные из золотых нитей и цветов, помещали в саркофаги, что было обнаружено в 2006 г. при раскопках в долине Царей. Таким образом, проникновение мотива гирлянды в архитектуру ожидаемо и логично.
Назначение гирлянд для фасада, их связь с другими элементами
Назначение гирлянды — обрамлять фризы храмов и алтарей, выполнять роль бордюра или канта в фасадном декоре, и этим она отличается от самостоятельных художественных элементов — ожерелий и венков. Между фестоном и гирляндой все же есть небольшое отличие в композиции: фестон всегда перевязан лентой в 2-х местах.
Мотив художественно прорисованной флоральной цепочки часто обогащается бантами, бандельверками (причудливо изогнутыми или переплетенными лентами), букраниями и маскаронами.
Букраний — декоративный элемент в виде черепа быка или козла. Искусствоведы связывают его возникновение с культом жертвоприношения домашнего скота. Черепа животных развешивали на входных дверях в качестве оберега. Мотивы с головами быков встречаются на глиняной посуде. Ритуальные сосуды (ритоны) имели рога и точно повторяли форму бычьей головы.
В архитектуре Эллады букрании появились в III в. до н. э. на метопах, украшавших фризы храмов. В Древнем Риме гирляндами с чередующимся орнаментом из букраний и розеток декорировали подиумы, карнизы, антаблементы храмов и алтарей.
Мотив бычьей головы, олицетворяющий власть, прочно закрепился в искусстве: его стали использовать в художественной росписи и оформлении интерьеров, в барельефах и мебельной отделке. Гирлянды с букраниями можно увидеть на фасадах зданий в стиле классицизма и неоклассицизма, ампира, барокко и неоренессанса.
Маскарон применительно к зодчеству — горельефная (выступающая над поверхностью фона более чем на половину объема) декоративная деталь в виде маски, лица вымышленного персонажа или существа. Запечатленные эмоции могли быть различны: от устрашения, как у гаргулий, до романтической задумчивости. В русской архитектуре маскароны активно применялись при отделке зданий в стиле петровского барокко, а затем — в классицизме и неоренессансе (XIX в.)
Еще один классический элемент, который часто применяется при создании фестонов наряду с букраниями и маскаронами, — фигуры ангелов (путти). Они имеют обережное значение и выражают ниспосланную свыше благодать, их часто изображают на поддержке гирлянд с урожаем, как это реализовано на фасаде Парижской оперы.
Гирлянды и фестоны — универсальный элемент фасадного декора. От архитектуры античности до наших дней он прошел через все стили и страны, начиная с Древнего Мира и заканчивая современными Европой и Россией. Эксперименты в духе эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизм и неоклассицизм, ампир и модерн — волнообразный фестонный декор уместен в любом из направлений.
Разновидности гирлянд в архитектуре
Архитектурная гирлянда является композиционно сложной деталью фасадного рельефа; ее реализация нуждается в предварительной проработке эскиза. ГОСТ 23342-2012 на архитектурно-строительные изделия из природного камня в п. 1 сообщает о том, что его действие не распространяется на сложнопрофильные элементы и декор.
Опираясь на накопленный опыт и зарисовки, выполненные искусствоведом и архитектором Г. В. Барановским, гирлянды можно классифицировать по включенным в композицию элементам на:
- Цветочные;
- Лиственные, из ветвей платана и лавра;
- Урожайные — из фруктов, плодов, ягод, колосьев;
- Морские — из раковин моллюсков и морских растений;
- Имитирующие собранную в фестоны ткань;
- Фантазийные со сложной композицией.
По оформлению краев гирлянды бывают свободными, в виде произвольно простирающейся волнообразной цепочки, и фестонными — с повторяющимся вниз изгибом между двумя точками визуального крепления.
Гирлянды в современной архитектуре
Неоклассицизм и модерн не могли игнорировать фестоны, многие здания начала XX в. оформлены ими наравне с другими классическими элементами фасадного декора. Например, Дом Мертенса, основанный в 1911 г. в Санкт-Петербурге, имеет украшенные рельефными гирляндами простенки между окнами верхнего этажа.
Д. А. Беспалова в научной статье «Декоративные элементы на фасадах жилых домов советского периода 1940-1960-х гг. в г. Томске» справедливо отмечает, что выполнение и реставрация фасадных элементов со сложным декором, к которым относятся гирлянды, требует квалифицированных кадров с художественным образованием и финансовых вложений. Проведенное ей исследование с фотофиксацией подтверждает, что даже в относительно скромной застройке сталинского периода на фасадах жилых домов применялись детали классического стиля, более упрощенные по сравнению с оригинальной отделкой.
После победы в Великой Отечественной войне значение и распространение гирлянд резко выросло: ими украшали обложки книг, открытки и социально значимые объекты. Сплетенные из зеленых ветвей жгуты, перевязанные красными лентами, символично выражали явление массового героизма и народного подвига. Звезды, рога изобилия, гирлянды получили новое значение и были одобрены на самом высоком уровне в качестве государственных символов в искусстве.
Фасады домов, предназначенных для госслужащих, украшались мотивами с картушем, звездой и гирляндой. Они выполняли функцию негласной государственной символики.
Советские зодчие переосмыслили пропорции классической архитектуры и стремились соединить в сталинских орнаментах каноничные детали с тенденциями своего времени. На выходе получался скульптурно плотный декор с советскими сюжетами и новой символикой. Гирлянды стали трендом и могли быть составлены из колосьев и урожайных культур (сахарной свеклы, подсолнечника и пр. в зависимости от региона), фруктов, овощей, дубовых веток, лавра, ромашек, тыкв, виноградных лоз, пионов и роз… Всё это было наложено на древнеримский ордер и совмещено с чертами реального ампира. В 1955 г. Н. С. Хрущев подписал резонансное постановление «Об устранении излишеств...», и большая часть помпезных украшений была демонтирована.
Материалы для изготовления гирлянд
Старинный фестонный декор изготавливался из мрамора, гранита, бронзы и чугуна. В интерьере гирлянды могли вырезать на межкомнатных деревянных дверях. Сейчас художественной гипсовой лепниной украшают внутренние бордюры и потолки. Существуют накладные молдинги из полистирола и полиуретана, относительно тонкие, со штампованным мотивом. В основном, они предназначены для интерьерной отделки.
Альтернативой фасадному декору из камня является лепнина из архитектурного бетона, стеклофибробетона и полимербетона. Сравним их преимущества и недостатки.
Материал | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Архитектурный бетон (песок, белый цемент, пигменты, пластификаторы). |
|
|
Стеклофибробетон (архитектурный бетон, армированный стеклянными волокнами, устойчивыми к щелочной среде). |
|
|
Полимербетон (связующие смолы, мраморная крошка, пигменты). |
|
|
Документы, регламентирующие изготовление и монтаж гирлянд на фасад здания
Название документа | Регламент |
---|---|
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня | Устанавливает, что его действие не распространяется на сложнопрофильные изделия (п.1). |
Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» | Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. |
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ ред. от 11.06.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» | Регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия [...] |
СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004 | Безопасность зданий и сооружений при градостроительной деятельности, кроме объектов ИЖС. |
Каменные гирлянды для украшения фасада
Гирлянды из камня класса «Премиум» изготавливаются не с помощью лепки, а посредством тонкой художественной резьбы. Самым подходящими материалами для выполнения такой работы являются белый итальянский и греческий виды мрамора, а также травертин.
Профессиональные резчики по камню придают художественным формам необходимую пластичность и детализацию. После того, как Антонио Коррадини возродил прием мраморной вуали, всему миру стало понятно, что в обработке камня нет невыполнимого декора. Выбрать отделку для фасада, тип горной породы и ее цвет вы можете на странице «Фасадный декор из камня» от Domoff Group.