Архитектурная крепидома

Что такое крепидома в архитектуре

Крепидома в античной архитектуре — приподнятое над землей и обычно трехступенчатое каменное основание (цоколь) для дальнейшего возведения здания (храма, портика, алтаря, колоннады); в широком смысле — ступенчатый постамент, фундамент, опора для колонн. Этимологически происходит от древнегреческого слова с дословным переводом «основание дома». Синоним — «стереобат», который в свою очередь образован от соединения слов «прохожу», «ступаю» и «прочный», «твердый».

Современная ступенчатая крепидома
Современный стереобат в архитектуре. Фотография из портфолио Domoff Group

Каждый последующий ступенчатый уровень крепидомы занимает в плане здания меньше площади, то есть вся конструкция представляет собой как бы часть усеченной пирамиды. При этом ступени могут находиться вдоль всех сторон здания или только некоторых, например, со стороны фасада; продолжаться вдоль всего основания или охватывать только часть.

Второе значение крепидомы связано со строительством кургана, означает опорную стену (в Евразии — традиционно из камня, высотой до 2 м), построенную вдоль всех его границ, то есть по периметру. Синоним  — «крепида», от греческого krepis — основа. При сооружении крепиды каменную кладку обычно выполняют из кусков или блоков местных горных пород, чаще всего из дешевого и доступного известняка. Однако есть случаи, когда исходный материал привозили на место стройки издалека.

Предназначение, устройство крепидомы и ее место в ордерной архитектуре

Каждый античный ордер содержит 3 основные части, снизу вверх:  постамент (крепидому), колонны и антаблемент. Каждая из них делится еще на 3, например, крепидома — на эвтинтерий, стереобат и стилобат.

Стереобат в архитектурном ордере
Нижняя часть архитектурного ордера — стереобат, ступенчатое основание
Характеристика Эвтинтерий Стереобат Стилобат

Дословный перевод с древнегреческого

Хорошо сложенный Ступать по прочному [основанию] Опора (столб) ступает по/на… [поверхность, по которой ступают колонны]

Назначение

Базовая кладка фундамента Цоколь здания Верхняя ступень основания, что принимает нагрузку от колонн, или же только плоскость этой ступени (зависит от контекста).

Материалы для постройки

Прочные каменные плиты из местных горных пород Крупные камни. Для внутренних частей основания качество материала обычно было ниже, чем для открытых (ступеней и стилобата). Каждый последующий уровень скрывал крепеж, используемый для соединения камней на предыдущем. Каменные плиты, иногда с отделкой (теневые линии).
Современный аналог Фундамент Цоколь Стилобаты зданий

Таким образом, стереобат всегда возвышается над землей и покоится на эвтинтерии, а стилобат является верхней частью крепидомы, на которую опираются колонны.

Постамент в архитектурном ордере
Постамент в архитектурном ордере, связь эвтинтерия, стереобата и стилобата

Разновидности крепидомы

Система каждого архитектурного ордера немного отличается друг от друга пропорциями, отдельными деталями и декором. Также имеет значение культурно-географическое происхождение. Так, например, профессиональный архитектор сразу отличит ионический греческий ордерный порядок от ионического римского. Крепидома, как нижняя опорная часть, не является исключением.

Для обозначения крепидомы (стереобата) римляне использовали латинское слово «подиум»,  дословный перевод — «подножие».  Древнеримский архитектор Витрувий советовал придерживаться нечетного числа проступей для главного фасада, а общая высота ступени вместе с подступенком должна была составлять не более ⅚ римского фута (≈ 24,6983 см).

Устройство ступеней
Устройство ступеней

Каноничное число ступеней для древнегреческого стереобата равнялось 3. При этом в зависимости от весомости повода, по которому устраивали строительство, могли быть сделаны исключения. Так, постамент Парфенона — главного храма древних Афин и самого известного памятника античного зодчества — имел 5 ступеней из пентелийского мрамора по 55 см в высоту. Существует предположение, что такие размеры были предназначены для богов, которым поклонялись и ожидали в этом священном месте.

Каменный стереобат дорического храма
Трехступенчатый стереобат с недостроенным стилобатом в дорическом храме Сегесты, Сицилия

Современное применение 

Изменения, которые произошли в архитектуре прошлых веков и происходят сейчас, всегда обоснованы. Здания, построенные по ордеру, обычно выполнены в стиле античности, классицизма или неоклассицизма; в настоящее время они имеют статус памятников истории. 

Многие объекты градостроительства в духе сталинского ампира — музыкальные школы и образовательные учреждения, Дома культуры и творчества — возведены с применением системы пропорций древнеримского ордера. Поэтому увидеть ступенчатый постамент-крепидому, на котором стоят колонны, может житель любого провинциального города.

Появление железобетона на рынке строительных материалов позволило отказаться от массивных колонн, каменных и кирпичных стен. Как следствие, возникли конструктивно простые схемы каркасной сборки зданий. Колонны были заменены стенами с такой же несущей функцией, крепидома — фундаментом и цоколем, а у стилобата и вовсе появился внешний вид, отличный от античного, однако назначение осталось прежним.

Определение цоколя, как архитектурного элемента, схоже с крепидомой во всем: это подножие здания или сооружения, лежащее на фундаменте, и часто выступающее относительно поверхности вышележащих частей строительного объекта. С этой точки зрения трехступенчатые стереобаты древних храмов являются античной разновидностью выступающего цоколя.

Виды цоколей
Типы цоколей по внешнему виду

В современной архитектуре стилобат, цоколь и видимая часть фундамента сохраняют свое предназначение в качестве базы для поддержки всего здания. Появилось понятие общего цоколя (цокольного этажа), который может соединять несколько высотных домов и тем самым придавать визуальную завершенность как жилому кварталу, так и коммерческим объектам недвижимости. Функционально современный стилобат повышает устойчивость конструкции, особенно на неровном рельефе, так как помогает  распределить высотную нагрузку на фундамент. Также он увеличивает площадь опоры и позволяет нейтрализовать слабость почвенной поверхности. Такое решение особенно актуально для возведения жилья в горных районах, когда высотные части нуждаются в особом укреплении.

Современные стилобаты
Укрепление высотных частей 23-этажного здания клубного типа «IDEAL-HOUSE» на ул. Бытха в г. Сочи выполнено с помощью современных стилобатных частей

Материалы для строительства крепидомы

Актуальные материалы для строительства современных крепидом (оснований дома) — фундаментов и цоколей — представлены в виде удобной таблицы со сравнением основных преимуществ и недостатков.

Название стройматериала Преимущества  Недостатки
Природный камень Повышенная прочность, основательность, долговечность, устойчивость ко всем видам воздействий. Необходима геологическая разведка из-за большой массы; высокая стоимость; необходима теплоизоляция.
Кирпич Распространенность, ценовая доступность, относительная прочность.  Водопоглощение — при температуре ниже 0°С влага замерзает, а значит возможно образование трещин. 
Монолитный бетон Придает устойчивость высотным зданиям, можно корректировать потребности в материале в процессе стройки. Заливается в опалубку. Результат зависит от качества и материала опалубки. Бетону требуется время и уход, чтобы набрать прочность. Без этого возможно преждевременное разрушение.
ЖБ-блоки

Прочность, удобство сборки, сокращение времени строительства.

Стойкость к агрессивной среде, различным погодным условиям, биологическим факторам (плесень, гниль).

Большой вес. Необходима строительная техника; дороговизна аренды, доставки и монтажа.

Для малых объектов применение невыгодно экономически.

Блоки ФБС из ячеистого бетона (полнотелые, пустотелые) Быстрый монтаж, меньший вес по сравнению с бетоном (у пустотелых), увеличенный запас прочности, долговечность (от влаги бетон только набирает силу, в отличие от кирпича). У полнотелых блоков ФБС такие же, как и у ЖБ-изделий.  Рекомендовано к применению на скальных и песчаных грунтах.

Документы, регламентирующие возведение крепидомы

Наименование документа стандартизации Что регламентирует, примечания
СП 50-101-2004 Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений. Распространяется на основания и фундаменты вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, возводимых в открытых котлованах.
СП 15.13330.2020 Каменные и армокаменные конструкции. Расчет и проектирование конструкций, возводимых с применением кладки из кирпича, керамических, силикатных, бетонных, в том числе ячеистобетонных, блоков и  природных камней.
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня.  Устанавливает требования к видам горных пород (4.18.1), из которых изготавливают изделия. 
ГОСТ Р 57368-2016 Сохранение произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Общие требования. Относит павильоны, гроты, руины к малым архитектурным формам (п. 5.4.1).
СП 475.1325800.2020. Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства. Регламентирует рекреационную нагрузку и места размещения парковых сооружений (п. 7.1.6)
СП118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Безопасность общественных зданий и сооружений при строительстве, ремонте и реконструкциях.

Крепидома из камня 

Храм Парфенона в Греции — уникальный памятник античного зодчества, построенный из мрамора целиком: от фундамента до антаблемента. Пентелийский мрамор добывали поблизости — в горе Брилесс, известной на всю Элладу особенным видом этой горной породы. Ее цвет, безупречно белый в тени, становился золотистым под солнечными лучами. Со временем на северной стороне каменные части получили пепельный окрас, а на южной остались желтоватыми.

Строительство осуществили без раствора, методом сухой кладки с тщательной подгонкой каменных блоков и барабанов колонн друг к другу. Горизонтальные блоки на стереобате соединяли скрепами (скобами) из железа: их вставляли в пазы с дальнейшей заливкой свинцом. Для вертикалей использовали металлические штыри.

Каменный античный храм Парфенон
Вид на холм Акрополя, увенчанный каменный античным храмом — Парфеноном, 1978 год

Очевидно, что из-за  доступности материалов и прочности скального грунта древние греки могли позволить себе возводить тысячетонные каменные конструкции. В современных условиях для ИЖС и коммерческой недвижимости делать у зданий каменные крепидомы (фундаменты) экономически невыгодно. Однако для отделки можно использовать современный фасадный декор: цокольные карнизы и гурты, живописные, скульптурные и резные  пояса из горных пород.

Ступенчатое подножие
Облицовка ступенчатого подножия загородной резиденции колотым известняком. Фотография из портфолио Domoff Group

Грамотно подобранный вид и цвет натуральной текстуры облагородит любое здание, подчеркнет тектоническую стройность объекта. Получить консультацию и изучить ассортимент вы можете на странице «Фасадный декор из камня» от Domoff Group.