Что такое волюта в архитектуре
Этот архитектурный элемент представляет собой спираль, закрученную в круг, с глазком посередине. Название происходит от латинского volutare, одно из значений в переводе — «закручивать».
История этого вида фасадного декора уходит в бронзовый век — Древний Египет, Хеттское царство, Ликию, Финикию. В Древней Греции волюты впервые появляются в ионическом ордере на капителях колонн. География происхождения столь обширна, что интересно представить данные в виде таблицы.
География происхождения архитектурной волюты и особенности применения
Характеристика | Эгейская цивилизация | Древний Египет | Древняя Греция | Хеттское царство (Малая Азия) | Древняя Персия (Персеполис), а также Ликия | Этрурия [Финикия] |
---|---|---|---|---|---|---|
Временной период | III — I вв. до н.э., бронзовый век (крито-микенская эпоха). | 2707 — 2150 год до н.э | Конец III — II тыс. — 30 г. до н. э | 1650 — 1200 гг. до н.э | VI — I вв. до н.э |
VIII — I вв. до н.э [XIII — I вв. до н.э] |
Этимология | — | — |
От греч. hλίκx — завиток; гелика, торнос |
— | — | — |
На каких предметах встречается | Украшения с обережным назначением, где волюта олицетворяла жизнь движение, стихию воды; посуда из бронзы и драгоценных металлов (ручки), орудия, каменные стеллы. | Капители колонн украшались прототипом будущей спирали — цветами лотоса, а также декором из металла в форме флоральных завитков. |
Керамические сосуды для смешивания вина и воды — кратеры — имели ручки в виде волют. Волюты — признак ионического ордера, ими украшали капители колонн храмов и алтарей. |
Храмы, алтари. | Колонны: подбалки из дерева, с закругленными концами, размещали между архитравом и средней частью опор. | Форма капители напоминала загнутые концы расщепленного деревянного ствола. |
Для построение волюты по канонам древнегреческого ордера потребуется начертить 2 спирали — внешнюю и внутреннюю. Эти линии представляют собой ортогональную проекцию выступающей полки (балюстры), то есть являются проекцией ее торцов. Таким образом перед зодчими Эллады возникла задача как-то декорировать капители в углах здания, потому что глухие балюстры в виде свернутых свитков смотрелись сбоку некрасиво. Так была изобретена треугольная в плане капитель, волюты которой сближаются под острым углом.
Волюта ионической капители содержит 3 полных оборота и сопрягается с центральной окружностью — глазком. Пример построения приведен по Дж. да Виньоле.
Капители последующих ордеров — коринфского и композитного — одинаково смотрятся с любой стороны. В них появился новый вид волют — симметрично обращенных друг к другу, малого размера. Известный итальянский ученый и теоретик искусства эпохи Ренессанса, Л. Б. Альберти, сравнивал волюту ионического ордера с завитком коры, что косвенно перекликалось с этрусским и финикийским вариантами происхождения, а коринфского — с ручкой сосуда.
Назначение волюты
Относиться к волюте только как к архитектурной детали, предназначенной для украшения, неправильно, так как древние зодчие заложили в нее глубокий сакральный смысл. С этой точки зрения предназначение фасадного элемента рассмотрел советский архитектор Н. Л. Павлов в научной статье «О пространственном смысле волюты». Связь мирского и божественного, принесение жертвы/даров и получение божественной благодати в ответ — суть, выраженная в двусторонних завитках, заимствованных у самой природы.
Волюты являются непременной частью ионической и последующих капителей. В архитектуре их декор обычно рассматривают с точки зрения правильности построения, технологии изготовления и строительства. Так, в ионическом ордере использовались две волюты. Они представляли собой две плоские балюстры, которые находились по бокам эхина и закручивались вниз, отчего на торцах образовывалась спираль. Витрувий сравнивал волюты с женскими локонами. Существовало и другое не такое поэтичное, но более употребляемое сравнение, уже приведенное выше, — завиток коры.
В Древней Греции колонны использовали для возведения храмов и алтарей. Здесь количество опор и оформление несли сакральный смысл, каждая деталь была важна. Жертвенники строили с учетом сторон света. В их углах традиционно располагались так называемые «рога», что метафорически означало направление в сторону неба для вознесения души. Рога могли иметь разную форму, как в перпендикулярных линиях, так и в слегка загнутых. К середине I тысячелетия до н. э. эта деталь получает постепенное скручивание.
Используя спираль, проще всего выразить ассоциации с процессами свертывания и развертывания; зарождения жизни, развития и увядания. Люди античности, чуткие к природе и ее явлениям, заметили повторяемость спиральных мотивов в раковинах улиток и моллюсков, в развитии ростков папоротника, в шупальцах осьминогов и свернувшихся клубком змеях.
Сакральность присутствовала и в том, в какую сторону потенциально разворачивается завиток. В типичном древнегреческом храме алтарные волюты перекликались с волютами капители. Первые раскрывались вверх, что символизировало направление приносимых жертв на небо. Вторые раскрывались вниз как символ ожидания ответной благодати, направленной на землю свыше.
Таким образом, становится понятным, почему завитки из малых чаш капителей колонн потенциально раскрывались вверх, а в больших через волюты — вниз. В сакральной системе управления благодатью участвовали даже каннелюры на стержнях опор.
В зодчестве позднего античного периода и в классической традиции волютами часто украшали сосуды, содержащие дары для богов (вотивные сосуды), надгробия и храмовые алтари.
Подобное размещение и разделение волют по направлениям можно наблюдать в архитектуре культовых сооружений в разных государствах Древнего Мира. Например, в Древней Персии главный приемный зал царя украшали колонны с двойными волютами, размещенными согласно четырем сторонам света и направленными вверх и вниз, что подчеркивало постоянную связь правителя с Ахура-маздой — главным божеством.
В Древнем Риме фигура императора была также сакрализована, как и всё, что с ней связано. Вертикальные волюты, украшавшие императорский замок, развертывались в разные стороны. За спиной цезаря они смотрели вверх, что подчеркивало его связь с небесами; те же, что закручивались вниз, символизировали разворачивание ниспосланной благодати у подножия трона. Примерно тогда же консоли в форме волюты стали размещать под карнизами имперских зданий и храмов.
В архитектуре позднего Ренессанса и барокко также использовали двойные волюты: ими украшали фасад, применяли как консоли карнизов, обрамляли оконные и дверные проёмы. «Разорванный» завитками фронтон появился в европейской архитектуре в эпоху борьбы католицизма с реформаторством. В таком контексте волюта лаконично завершала фронтон над окнами, входными порталами и раскрывала его пространство в небо («И небо скрылось, свернувшись, как свиток», из «Откровения» Иоанна Богослова).
В эпоху Возрождения волюты постепенно перешли в разряд декоративных элементов, утратив первоначальный смысл. Первый шаг в этом направлении сделал Ф. Брунеллески, который повернул спиральные консоли вокруг купола собора Санта-Мария-дель-Фиоре на 90° и украсил контрфорсы, применив огромные двойные завитки в качестве аркбутанов.
Другой известный пример, где волюты использовали для украшения фасада, — здание церкви Санта-Мария-Новелла, созданное по проекту Л. Б. Альберти. Огромные завитки плавно связывают нижний ярус с верхним и создают лаконичный, но напряженный переход.
Из-за своей пластичности спиральные S-образные декоративные элементы активно применялись в стиле барокко. S-форма стала вновь символичной и ассоциировалась с переходом от поддерживающей функции к декоративной и от классицизма к барочному стилю.
В русском зодчестве волюты известны с XVII в., пик их применения пришелся на первую четверть XVIII в., в расцвет петровского барокко. Например, композиция Петровских ворот Петропавловской крепости включает самобытное применение мотива со спиральными завитками.
Разновидности волюты
Существует несколько вариаций волют по методу выполнения — завиток может быть плоским, скульптурно проработанным по контуру или объёмным. В центре волюты может располагаться акротерий — декоративный элемент навершия, выполненный в виде пальметты, различных плетёнок, в том числе колец, розеток и пр.
По количеству завитков различают волюты с одним завитком и с двумя: S- и C-образной формы.
Если в древности расположение и форма волют имели сакральное значение, то в современной архитектуре они выполняют чисто декоративную функцию. Волюта может использоваться как самостоятельный элемент, так и в связке с другими.
Очень условно S-образные архитектурные элементы можно разделить по форме на:
- Античные, то есть четко выстроенные геометрически; схожие с волютами, украшающими капители колонн, согласно ордеру;
- Произвольные, без четкой структуры; их форма содержит растительные орнаменты; такие элементы характерны для Индии и выражают зависимость от погодных условий и дождей, которые дают растительную пищу, а следовательно, и жизнь.
Огромные по размеру волюты, производящие впечатление мощи, называют эвольвентами (суппортами). Примеры применения легко отыскать в римской архитектуре, например, на фасаде храма Иль-Джезу.
В русской архитектуре образцом самобытного применения эвольвентов в стиле барокко является Меншикова башня. Для обрамления входа здесь использованы огромные волюты, и только цоколь отделяет их от земли.
Волюта в современной архитектуре
Волюта как в виде S-образного элемента, так и туго свернутой спирали, находит активное применение в современной архитектуре по нескольким направлениям:
- Декор фасадов зданий (в частности, карнизов домов и карнизных кронштейнов, капителей колонн и т. д.);
- Художественная ковка;
- Создание барельефов;
- Украшение перил лестниц, сандриков, атикков, замковых камней.
Волюты широко применяют в кованых изделиях, их можно увидеть на ажурных оградах и навесах, калитках, садовой мебели и утвари. Здесь они выполняют не только декоративную функцию, но и выступают в роли соединительных элементов.
Материалы для изготовления волют
Материалы для изготовления волют, как и других декоративных элементов фасада, могут быть различны У всех есть свои плюсы и минусы, которые необходимо изучить, чтобы не было разочарования в дальнейшем.
Название | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Гипс |
|
|
Пенополиуретан |
|
|
Пенопласт, или пенополистирол |
|
|
Архитектурный бетон |
|
|
Стеклофибробетон |
|
|
Стеклопластик |
|
|
Полимербетон |
|
|
Дерево |
|
|
Камень |
|
|
Документы, регламентирующие изготовление и монтаж архитектурных волют
Документы стандартизации | Предмет стандартизации, примечания |
---|---|
СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76 (утв. Приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр) (ред. от 18.02.2019) | Карниз должен удовлетворять общим требованиям безопасности, предъявляемым к кровлям зданий при проектных, ремонтных и реконструкционных работах. |
СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004. | Безопасность зданий и сооружений при градостроительной деятельности, кроме объектов ИЖС. |
СП118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. | Безопасность общественных зданий и сооружений при строительстве, ремонте и реконструкциях. |
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня. | Изделия архитектурно-строительные из природного камня. |
ГОСТ Р 58891-2020 Элементы профильные для фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями. |
Профильные элементы (профили), выпускаемые промышленным способом. |
Волюта из камня
Волюты из камня — прекрасный выбор для оформления фасада современного здания под античность, классицизм или барокко. Этот фасадный декор имеет сакральное происхождение и богатую историю. Натуралистичность материала, облеченная в одну из самых известных и узнаваемых архитектурных форм, облагородит любое строение, даже если завитки будут располагаться только под карнизом чередой мотивов на кронштейнах.
Существует несколько разновидностей натуральных камней, подходящих для этих целей:
- Ракушечник,
- Песчаник,
- Известняк,
- Травертин,
- Мрамор;
- Гранит.
Они обладают разной прочностью, плотностью и податливостью обработке, что напрямую отражается на стоимости изделий. Например, ракушечник является пористой горной породой, что обязательно скажется на влагопоглощении, а гранит — самый тяжелый и плотный из приведенного списка. При правильной эксплуатации и своевременном уходе даже пористые материалы прослужат долгие годы, Эстетичный и респектабельный вид фасада, украшенного элементами из натурального камня, выглядит достойно, и это нейтрализует все минусы. Ознакомиться с ассортиментом и получить консультацию вы можете на странице «Фасадный декор из камня» от Domoff Group.