Что такое архитектурный антаблемент
Понятие «антаблемент» рассматривают только в контексте ордерной архитектуры. Корни этого слова можно найти во французском (entablement), итальянском (intavolatura) и латинском (tabula) языках. В буквальном переводе оно означает что-то «плоско положенное» и «лежащее на столе», а также плоскую плиту, доску.
Этим обобщающим термином называют систему верхнего горизонтального перекрытия, образованного балками и несомого колоннами в античной или стенами в современной архитектуре. Как и для любой секции ордера, для нее характерно трехчастное деление (снизу вверх) на архитрав, фриз и карниз.
Архитектурный ордер — это система пропорций и правил взаимного расположения элементов в композиции, где каждому предписана допустимая форма и место. Антаблемент — не исключение, а одна из трех базовых ордерных частей, по которым определяют порядок для других составляющих.
Место антаблемента в ордере
Будучи верхней частью конструкции, антаблемент является несомым элементом, который поддерживают колонны. Однако самая нижняя каменная балка — архитрав — выступает в роли несущей для остальных.
Фриз, расположенный выше, представляет собой украшенное место выхода торцов поперечных балок. В дорическом ордере декор представлен триглифами, которые перемежаются с метопами — квадратными или прямоугольными плитами с росписью или рельефом. В дальнейшем фризом стали называть горизонтальные полосы поясного типа, обрамляющие или украшающие другие архитектурные элементы.
Венцом всей группы является карниз — горизонтальный выступ, с помощью которого за пределы фасада отводится дождевая вода.
Что касается пропорций, то итальянский архитектор Джакомо да Виньола соотнес высоты антаблемента и колонн как 1:4 («Правило пяти ордеров архитектуры», 1562), назвав такой ордер неполным. Полный античный ордер, по канону Виньолы, должен включать пьедестал, который, в свою очередь, должен соотноситься с колоннами и антаблементом как 4:12:3.
Разновидности антаблемента, фото
По аналогии с полным и неполным ордером при отсутствии пьедестала, антаблемент также может быть:
- Неполным, когда отсутствует фриз;
- Облегченным — без архитрава.
Антаблементы различаются по структуре в зависимости от ордера. С развитием архитектуры их декор стал усложняться, а пропорции переосмысляться. В эпоху Возрождения архитекторы создали множество сложнокомпозитных антаблементов, смело отступив от сложившихся канонов.
Наименование ордера/название части |
Тосканский |
Дорический |
Ионический |
Коринфский |
Композитный |
---|---|---|---|---|---|
Архитрав |
Гладкий |
Разделен уступами на 3 горизонтальных полосы (фасции). Они служат для маскировки строительных швов, а также зрительно облегчают восприятие несущей балки. |
|||
Фриз |
Гладкий |
Триглифы чередуются с метопами. |
Выполняет декоративную функцию, так как его украшают рельефными сюжетами и росписью. |
||
Карниз |
Простой |
Украшен мутулами, а в римском варианте — дентикулами. Присутствуют модульоны. |
Присутствуют дентикулы и модульоны. |
Добавляются декоративные кронштейны в виде листьев аканта. |
Может быть украшен дентикулами, кронштейнами, модульонами. |
Современное применение
В современной архитектуре к возведению системы классических колонн по античным ордерам прибегают редко. Однако антаблемент может применяться в качестве завершающего элемента для стен, пилястр и полуколонн.
Здание Ново-Екатерининской больницы в Москве, на углу Петровки и Страстного бульвара, построенное в 1776 г. в стиле классицизма по проекту Матвея Казакова, имеет ордерный трехчастный антаблемент.
Здание Дома Союзов (Дома Благородного Собрания) имеет полный ордерный антаблемент со стороны фасада, и еще один — с торца, где пилястры упираются в декоративный фризовый пояс.
Увидеть облегченную конструкцию антаблемента в зданиях современной Москвы — не такая уж и редкость, многие строения в стиле неоклассицизма завершаются парой из фриза и карниза, например, как этот павильон станции метро Новослободская, открытой в 1952 г.
Увидеть антаблементы вживую можно и у других известных архитектурных строений в стиле классицизма и неоклассицизма, например:
- В здании Московского университета на Моховой улице;
- В особняке Глебовой-Бурышкиных;
- В корпусе Лазаревского института;
- У 5-ого павильона ВДНХ.
Дома Культуры, Дворцы творчества, Дворцы профсоюзов, возведенные в эпоху СССР, практически все находятся в античном ордере, то есть имеют пьедестал, колонны, антаблемент, фронтон.
Строительные материалы для антаблемента
В качестве строительных материалов в Древнем Риме и Греции применяли древесину различных по твердости пород, каменные блоки, сырцовый и обожженный кирпич, бронзу. Из камней естественной формы собирали фундамент и барабаны колонн. Из железа изготавливали крепежные элементы, например штыри, которые соединяли куски горных пород. Для этого в них выдалбливали отверстия, пока в обиход не вошел скрепляющий раствор. Из бронзы ковали тонкие балки, предназначенные для сбора сложных конструкций — ферм и обрешетки.
Материалом современных несущих балок служит дерево, металл, включая облегченную сталь, железобетон. Накладные бутафорские профили в стиле верхней секции античных храмов могут быть изготовлены из легких материалов, например, пластмасс (полистирола, полиуретана). Некоторые их виды бывают горючи, неустойчивы к прямым солнечным лучам и механическим повреждениям.
Так как антаблемент — массивная конструкция, все материалы по весу и оказываемой на здание нагрузке можно разделить на 2 большие группы. Рассмотрим их в виде таблицы:
Свойства | Материалы с плотностью до 1600 кг/м3 | Материалы с плотностью более 1600 кг/м3 |
---|---|---|
Название материалов | Дерево, полиуретан (ПУ), полистирол (ПС) | Камень, бетон, железобетон, кирпич |
Устойчивость к механическим повреждениям | Только у ПУ | + |
Огнеупорность | — |
+ |
Устойчивость к погодным условиям | Устойчивость изделий из ПУ выше, чем из ПС | + |
Сложность монтажа | Простой | Требуются профессиональные строительно-монтажные работы |
Документы, регламентирующие монтаж антаблемента
Документы стандартизации |
Предмет стандартизации, примечания |
Размеры карнизного свеса/другие примечания |
---|---|---|
СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76 (утв. Приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр) (ред. от 18.02.2019) |
Карниз должен удовлетворять общим требованиям безопасности, предъявляемым к кровлям зданий при проектных, ремонтных и реконструкционных работах. |
Зависят от типа водоотведения (п. 8.3, п. 9.3):
|
СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004 |
Безопасность зданий и сооружений при градостроительной деятельности, кроме объектов ИЖС. |
|
СП118.13330.2012 Общественные здания и сооружения |
Безопасность общественных зданий и сооружений при строительстве, ремонте и реконструкциях. |
При неорганизованном водостоке в зданиях до 2-х этажей включительно вынос карниза должен быть не менее 60 см (п. 4.25). |
СТО НОСТРОЙ 2.13.81-2012 Крыши и кровли. Требования к устройству, правилам приемки и контролю. |
Стандарт национального объединения строителей регламентирует требования к строительству различных видов крыш и их приемке. |
|
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня. |
Изделия архитектурно-строительные из природного камня |
Задает номинальные размеры для карнизов из камня, как для объемно-профильных изделий, а также предельные отклонения от них (п. 4.3.1, п. 4.3.2). Допускает изготовление карнизов других номинальных размеров и типов профилей по согласованию с потребителем (п. 4.3.2). |
СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. |
Требования по назначению нагрузок, воздействий и их сочетаний. |
|
СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 (с Изменениями N 1, 3) |
Осуществление и приемка строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений, во всех отраслях народного хозяйства. |
Антаблемент из камня
Античный ордерный антаблемент нуждается в достойном основании в виде колонн. Такое решение подойдет для элитных особняков и родовых имений. Эта система может покоиться и на стенах, тектонически оформленных пилястрами и полуколоннами.
Конструкция из архитрава, фриза и карниза может эстетично завершать не только вход в загородный дом, построенный по подобию палаццо, но и храм, портик, частный родниковый грот. За архитектурный образец можно взять конструкцию грота, возведенного в Александровском саду в 1821 г., в стиле русского классицизма.
Для правильной установки массивной конструкции необходимо предварительное проектирование с расчетом нагрузок и напряжений. Использовать накладной профиль, имитирующий уровни античного навершия, также можно, если учесть 2 важных момента:
- Верхняя часть здания должна обладать достаточной для монтажа высотой; в противном случае необходимо поднять крышу и добавить нужные сантиметры;
- Перед заказом каменной конструкции необходимо обследовать стены и фундамент здания на предмет возможной усадки, а также получить консультацию по точкам и способам крепления профилей, изготовленных из горных пород.
Ознакомиться с предложением по декоративным элементам из камня для создания фризовых декоративных поясов, колонн и карнизных свесов, вы можете в разделе «Фасадный декор» от Domoff Group.