Что такое аттик в архитектуре
Аттик – декоративная, обращенная к зрителю стенка, парапет или этаж, которые располагают над основным, визуально выделенным карнизом. В этом случае венчающая функция здания переходит к аттическому элементу. Он может иметь собственный цоколь и венчающий карниз малых, по сравнению с главным, размеров.
Своим названием архитектурный элемент обязан древнеримской любви к прославлению подвигов. Покорив Аттику, область на Юго-Востоке Центральной Греции, римляне оказались перед необходимостью увековечить это событие, донести его смысл до каждого. Они спроектировали надстройки (подиумы) над триумфальными арками и разместили на аттических поверхностях памятные надписи.
Для чего применяют аттик
В Древнем Риме переднюю стенку аттика, размещенного над главным фасадом, украшали не только надписями, но и скульптурой, росписью, сюжетными рельефами. Такой декор имел выраженную идеологическую нагрузку: обелиски, изображения и статуи воинов, триумфальные квадриги (колесницы) – всё сообщало зрителям о победоносных действиях правителей и величии Римской империи. В этом плане информирующая и богато украшенная плоская поверхность чем-то схожа с современными рекламными растяжками. Она завершала величественные, массивные сооружения и была видна издалека.
Историки архитектуры справедливо сравнивают аттик триумфальных арок со сценой, на которой разворачиваются динамические действия, застывшие в моменте. С развитием зодчества и распространением древнеримских наработок на территорию Европы, появились новые торжественные арочные своды. Надстройки над ними декорировали по самым разным поводам. В центре внимания оказывались заслуги императоров, консулов и значимые события; менялись сюжеты и надписи.
В период Ренессанса пространства аттических надстроек стали преобразовывать в невысокие этажи. Так со стороны главного фасада декоративные филенки стали чередоваться с окнами небольшой высоты горизонтально прямоугольной или квадратной формы.
Большой вклад в развитие мировой архитектуры внес Андреа Палладио. Он применил множество авторских решений, которые копируют до сих пор. Так в церковном зодчестве Венеции Палладио предпочитал использовать экспрессивный разорванный фронтон и четырехколонный портик, наклонные аттики, в том числе двойные (Иль Реденторе, Сан-Пьетро ди Кастелло). В некоторых зданиях Палладио снабдил аттической конструкцией предпоследние этажи, в результате чего верхние уже выглядели настроенными по ордеру.
✅ Афинский – синонимичное название для аттикового этажа по типу мансарды, который надстроен над главным карнизом здания.
Таким образом, в зависимости от конструктивного решения, аттики могут выполнять несколько функций.
С помощью аттической структуры можно:
- Увеличить жилое пространство и количество поступающего света за счет создания дополнительных оконных проемов.
- Выделить здание оригинальным оформлением из остальной застройки.
- Оборудовать под крышей зону отдыха и наблюдательную площадку – бельведер, связать подкровельное пространство и поверхность крыши общей темой.
- Заполнить наружную площадь филенок или глухого парапета выразительным и пышным декором, нанести фамильные или геральдические символы.
Разновидности аттических наверший
Аттики всегда располагаются над главным карнизом и по устройству могут быть в виде:
- Глухого парапета с декором;
- Узкой украшенной стенки-навершия, расположеной по периметру кровли;
- Пониженного этажа мансардного типа.
Список стилей, в которых использование аттика выглядит органично, предсказуем. Это классицизм и его обновленная версия – неоклассицизм, а также ампир и барокко. Все эти направления – результат труда выдающихся архитекторов эпохи Возрождения, которые занимались скрупулезным изучением, обмериванием, сверкой и переосмыслением античного зодчества.
В зависимости от стилевой принадлежности, аттические навершия имеют следующие особенности:
- Классицизм. Здесь декоративная деталь является частью ордера, которая размещается над основным карнизом. Имеет вид узкой горизонтальной парапетной стенки или профилированного выступа такой же формы. Элемент часто украшают скульптурой, лепниной по историческим сюжетам.
- Ампир. Во времена ампира вернулась мода на сооружение памятных триумфальных арок в честь политических и военных событий. Поэтому надстройки применяли для украшения арочных сводов в своем исходном предназначении.
- Барокко. Барочные аттические навершия помпезно венчают здания и отличаются от древнеримских большей массивностью. Характерна пышность и вычурность, иногда переходящая в асимметрию. Здесь аттики часто представляют собой сплошные парапеты (стенки) с глухими балюстрадами и тумбами, без сквозных просветов между балясинами, со специфическим богатым декором.
Современное применение
В фасадном декоре аттик рассматривают как оригинальное и выразительное навершие для всего архитектурного объекта – коттеджа, загородного дома, главного здания усадьбы. Решение демонстрирует уникальный подход архитектора к проектированию: объект, снабженный аттической структурой, сразу выделяется из остального массива застройки.
Афинский этаж – аналог фронтона треугольной или полуциркульной формы. Этот прием имеет ряд преимуществ. Так получают дополнительную жилую площадь с хорошими показателями освещенности, потому что проникновению света не препятствуют наземные растения.
Из аттиков всех типов заказчики предпочитают следующие виды решений (по популярности в порядке убывания):
- Обустроить дополнительный этаж;
- Организовать современный полноценный парапет, который не является полностью аттическим элементом, но схож с ним в какой-то степени;
- Украсить широкий профилированный выступ, надстроенный над основным карнизом, филенками, орнаментом и фамильными гербами.
Строительные нормы на возведение и обустройство аттиков
На проектирование и возведение аттиков любого вида действуют те же строительные нормы и правила, которые распространяются на обустройство кровельного и подкровельного пространства, на монтаж несущих и ограждающих конструкций.
Название официального документа, действующего на 2022 г. | Суть и предмет регламента |
---|---|
СП 17.13330.2017 Кровли | Устанавливает требования и правила проектирования и устройства кровельной поверхности, порядок работ по ее монтажу. Определяет базовые понятия, например, конька (п. 3.1.12), кровли (п. 3.1.15) – инверсионной, мастичной, озелененной, эксплуатируемой; мансардного окна (п. 3.1.18) и т. д. |
СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции |
Регламентирует правила, требования, порядок приемки и осуществления работ при строительстве объектов:
Этот свод правил распространяется в том числе на работы по проведению сварки конструкций из стали и железобетона, а также на соединение разных видов арматуры (п. 1.1). |
Обзор материалов
Список материалов, которые можно применить для создания системы фасадного декора и отделки аттиков, обширен. Сравним преимущества и недостатки тех из них, которые можно использовать для наружных работ и представим результат в виде таблицы. Признаки, которые лежат в основе составления, касаются практических качеств и свойств, интересных потребителю с точки зрения эксплуатации, а не справочных познаний.
Материал | Чем является фактически | Метод производства | Способ установки | Объективные преимущества, которые отмечают большинство заказчиков | Объективные недостатки, которые чаще всего останавливают потенциальных покупателей от приобретения |
---|---|---|---|---|---|
Полиуретан (ПУ) | Теплоизоляционный материал повышенной плотности (по сравнению с другими полимерами из этой же группы). | Литье в готовые формы. После застывания представляет собой накладные элементы, скульптуру, молдинги. | Клеевой |
|
|
Пенопласт, ППУ – пенополистирол | Застывшая ячеистая вспененная пластмасса. | Детали вырезают из заготовок, а сверху покрывают цементным или акриловым слоем. | Клеевой |
|
|
Архитектурный бетон | Смесь из чистого кварцевого песка, белого цемента, пигментов, корректирующих присадок-модификаторов. Активируется водой. | Полнотелые изделия, полученные методом отливки. | Механический или клеевой на раствор |
|
|
Стеклопластик | Композит из стеклянного волокна на полиэфирных смолах. | Литье под давлением с применением пресс-форм. | Клеевой и механический |
|
|
Полимерный бетон | Вид искусственного камня из минерального наполнителя и связующей его полиэфирной смолы. | Механическая обработка затвердевших агломератов на станках – раскрой, резка под склейку, сверление, гравировка и т. д. | На раствор |
|
|
Природный камень | Горные породы высокой прочности, каменные глыбы и монолиты. | Различные виды механической обработки станками и ручными инструментами. | Механический, клеевой на раствор, комбинированный с армированием |
|
|
Фасадный аттик из натурального камня для увенчания зданий
Аттик в натуральном камне очень живописен, и это следует из его сути. Элемент не возводят над главным карнизом просто так: он либо служит расширению подкровельного пространства, либо является полем для тематического декора. В этом плане его ближайшим аналогом является художественно украшенный тимпан – внутреннее поле внутри фронтона, оформленное по желанию заказчика.
В самом простом виде аттическая конструкция является обычным парапетом с декором и надписями со стороны главного фасада. Парапетные тумбы могут чередоваться с секциями, украшенными филенками с резными или лепными рельефами, орнаментом, скульптурой.
Историки архитектуры считают декоративные детали в храмовых сооружениях А. Палладио самыми качественными образцами резьбы по мрамору. Здесь изящно проработан каждый барельефный мотив и ордерный элемент. Палладианские приемы часто копируют без изменений для оформления аттиков в том числе. При этом современные методы обработки камня позволяют применять не только горные породы из схожей по происхождению с мрамором группы – известняк, ракушечник, доломит, песчаник, туф, – но и более прочные: травертин, мраморизованный известняк, гранит*, кварцит, диабаз, габбро**.
При желании заказчика можно изготовить фасадный декор для верхних секций здания из высокопрочного камня (перечисленного от* до**). Однако он больше подходит для изготовления нижних несущих частей, постоянно находящихся под нагрузкой: оснований колонн и балюстрад, тумб, балясин, крылечных лестниц и подиумов, ступеней, цокольных элементов, тяг и плинтусов.
Специалисты Domoff Group всегда учитывают предпочтения заказчиков и могут разработать проект, опираясь на предоставленные эскизы и образцы. Будет ли аттик изысканно украшенным парапетом или дополнительным этажом мансардного типа – в портфолио архитекторов Домофф Групп есть оба варианта в нескольких исполнениях. Для того, чтобы узнать подробности изготовления аттика из натурального камня на фасад, достаточно заказать обратный звонок и задать все вопросы консультанту.