Что такое фасадные кариатиды
Кариатида — вертикальная опора в виде женской статуи, полуобнаженной или задрапированной в тунику, в античной и ордерной архитектуре. Скульптуры танцовщиц и жриц с тяжестями на голове выполняют несущую функцию, поддерживают и украшают антаблементы, крыши портиков, балконы, арки главных фасадов зданий.
В этом архитектурном элементе легкость и изящество женской фигуры органично соединяются со способностью стойко сопротивляться давящему грузу. Симметрия поз позволяет соблюсти ритм и часто участвует в тектоническом восприятии сооружения. Например, в портике кариатид древнегреческого Эрехтейона опорные (выпрямленные) ноги угловых скульптур визуально подчеркивают вертикаль.
Назначение кариатид и их связь с другими архитектурными элементами
В большинстве случаев назначение скульптурных кариатид — быть вертикальной опорой и выполнять роль колонны, пилона, столба. Отдельно стоящие фигуры в виде статуй могут образовывать декоративную группу, то есть не иметь несущей функции. При этом персонажам часто присуща своя история, название и смысл. Например, морские нимфы, поддерживающие аллегорический небесный свод у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, по легенде приходятся Атланту (Атласу) дочерьми-гесперидами, то есть являются мифологическими существами.
Фасадные изображения женщин, выполненные в рельефе разной высоты, имеют только декоративную функцию. Они украшают внешнюю поверхность консолей, кронштейнов, поддерживающих карниз, и других несущих элементов, а также заменяют пилястры и полуколонны.
Существует несколько версий происхождения названия «кариатиды», 2 из которых подтверждены исторически:
- Кариатида (Карийская, или Каштановая) — эпитет, связанный с Артемидой, древнегреческой богиней, покровительницей охоты и всего живого на Земле. На праздниках в ее честь жрицы с корзинами на головах, полными фруктов, исполняли вотивные танцы (сопровождавшие принесение даров по обету). Описанный сюжет также нашел отражение в искусстве в качестве мотива для украшения античных геммов и сосудов. Таким образом, в ордерной архитектуре скульптуры древнегреческих танцовщиц и жриц стали называть кариатидами.
- Второй смысл описан Витрувием. Согласно его объяснению, кариатиды — пленные женщины из пелопоннесского города Карий, жители которого заключили союз с персами против Эллады. После того, как греки перебили карийцев-мужчин, они взяли в плен их жен и в наказание обязали выполнять тяжкий рабский труд, подвергнув вечному позору. Скульптуры вдов всегда выполняли одетыми в туники, с аксессуарами, характерными для замужних женщин того времени. Здесь прослеживается прямая связь с расположенными в центре площадей «позорными столбами», к которым по обычаю привязывали провинившихся рабов и пленников.
Интересный факт: женская опорная скульптурная фигура на древнегреческом языке называется «кора» (от греч. Κоρά — девушка), а слово «кара» означает голову (от греч. Καρе — голова). Отсюда возникла версия о «каре» на свою голову, то есть в буквальном смысле о тяжести корзины с жертвенными подношениями, которые несли пленницы. Однако, эту гипотезу не разделяют большинство историков архитектуры, так как она имеет множество очевидных противоречий. Например, рабыни и пленницы не могли быть жрицами.
Разновидности кариатид
В общем случае, скульптуру женщины с дарами называют анáфорой; если у статуи на голове располагается корзина с цветами или плодами, то канефорой.
По степени выпуклости над поверхностью уровня, кариатиды бывают:
- Барельефными — низкий рельеф менее половины своего объема;
- Горельефными — высокий рельеф более половины объема;
- Скульптурными.
Что касается сюжета, то с развитием и распространением кариатид в мировой архитектуре закономерно стали происходить различные отступления от античных канонов. Фантазия заказчика, соединившись с мастерством исполнителей, часто обеспечивала возникновение декоративных фасадных групп из категории 18+.
Современное применение кариатид в архитектуре
Украшение фасадов зданий кариатидами характерно для всех направлений, за исключением готики и романики. В эпоху Возрождения интерес к зодчеству Древних Греции и Рима окреп, а в период классицизма XVII — XIX вв. статуи женской фигуры для архитекторов, как и аналогичные мотивы для художников, стали излюбленным вдохновляющим декоративным средством. Ему с удовольствием находили применение в росписи, живописи, графике, в интерьерах и внешнем убранстве зданий.
Кариатиды встречаются на фасадах зданий в стиле классицизма и неоклассицизма, ампира, неоренессанса, барокко, рококо, модерна и эклектики. География распространения не ограничивается Европой: статуи кор можно увидеть и в Америке (Музей естественной истории им. Филда, г. Чикаго, 1893).
Часто архитекторы, вдохновившись древнегреческим зодчеством, в частности, храмом Эрехтейон, создавали свои объекты по подобию, но с небольшими отличиями. Например, новая церковь Сент-Панкрас (1822 г.) в Лондоне имеет апсиду с боковыми трибунами, антаблементы которых поддерживают скульптурные копии греческих кариатид, изготовленные из терракоты. Отличие заключается в том, что они держат в руках кувшины и погасшие факелы. Положение предметов соответствует входам в усыпальницу.
Применение кариатид в современной архитектуре ограничено только возможностями и желаниями заказчика. Этот оригинальный и чрезвычайно выразительный элемент можно увидеть на фасадах как общественных, статусных сооружений, так и частных домовладений. Чаще всего эскизы копируют статуи или рельеф известных объектов времен античности, но могут быть изготовлены и в индивидуальном порядке.
Материалы для создания кариатид
Традиционно для создания кариатид, предназначенных к размещению на фасадах, используют камень, бронзу, бетон, глину, а для интерьерных рельефов и статуй — дерево и гипс. Из современных материалов для этой цели подходят полимерные материалы нового поколения: полимерные бетоны, например, литьевой мрамор, стеклопластик.
Название материала | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
Бронза | Современные бронзовые сплавы обладают необходимыми параметрами прочности и устойчивости к ржавлению. | Большой вес изделий, высокая стоимость. |
Глина | Экологичный и негорючий материал в ценовой категории эконом+. Безотходное производство. | Для закрепления прочностных свойств необходим обжиг, а для защиты от атмосферных воздействий — защитное покрытие. Однако даже это не полностью нейтрализует хрупкость. |
Бетон | Универсальный и доступный строительный состав с приемлемой стоимостью. Однако следует различать стоимость цемента в мешках от стоимости готового изделия с отливкой по эскизу. Прочность при сжатии. | Недостаточная прочность при растяжении, которую нейтрализуют добавлением арматуры. Высокая стоимость изделий по сложным индивидуальным эскизам. Изделия имеют большой вес, что должно быть учтено в общей схеме распределения нагрузки. В отлитых формах могут быть дефекты, необходима тщательная приемка. |
Литьевой мрамор (полимербетон) | По сравнению с традиционным бетоном, вес изделий легче в несколько раз. Высокие декоративные возможности, в том числе для имитации натурального камня с природной текстурой. Есть возможность быстрого восстановления изделий при повреждении, а также маскировки трещин. | Высокая стоимость, горючесть из-за полимерных смол. |
Стеклопластик, стеклокомпозит | Низкая теплопроводность, стойкость к биологическим, механическим воздействиям, к различным погодным условиям. Высокий декоративный потенциал, податливость любой обработке. Ценовой сегмент — эконом+. | Подвержен истираемости, проявляет влаго- и водонасыщение. Пыль канцерогенна. |
Строительные нормы и правила на установку и создание кариатид
Название документа | Регламент |
---|---|
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня | Устанавливает, что его действие не распространяется на сложнопрофильные изделия, а именно — скульптуру (п. 1). |
СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения | Независимо от внешнего вида и художественной ценности, расположение и установка кариатид должны удовлетворять требованиям (в том числе к безопасности), предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям. |
СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции | Распространяется на строительство и реконструкцию зданий во всех отраслях народного хозяйства. |
Кариатиды на фасаде из камня
Мраморные кариатиды Эрехтейона — самые известные вертикальные опоры в виде женских фигур, выполненных в камне. Высота цоколя, на котором они установлены, составляет ≈ 2,6 м, а высота самих статуй ≈ 2,3 м. Из-за правильного расположения с учетом особенностей человеческого зрения, высота девушек кажется соразмерной привычному росту.
Подлинные кариатиды древнегреческого Эрехтейона находятся в музеях: 5 — в новом Акропольском (2009 г.), и одна — в Британском. Вместо них установлены искусно выполненные копии. Перенос статуй в условия, подходящие для сохрана, был вынужденной мерой, чтобы сберечь античное наследие. Древнегреческие постройки, и Эрехтейон в частности, пережили много бедствий: их разрушали и грабили коллекционеры и захватчики.
Современные методы обработки камня включают несколько этапов. Сначала из глины делают предформу, чтобы найти нужные пропорции. Это экономит ценный материал и позволяет избежать серьезных ошибок. Затем с помощью алмазных инструментов начинается абразивная обработка куска горной породы.
Другие виды природного камня, обладающие экологичностью и благородством натурального рисунка, — гранит, базальт, песчаник, известняк. Особой прочностью отличаются кварцит и габбро.
Фасадные кариатиды из камня долговечны и нуждаются в минимальном уходе. Респектабельный внешний вид природного материала, совмещенный с красотой женской фигуры, выдает во владельце такого декора ценителя высокого искусства. Ознакомиться с типами горных пород и получить консультацию по срокам на странице «Облицовка фасадов камнем» от Domoff Group.