Что такое фасадный фриз

В широком смысле это декоративная горизонтальная полоса, пояс или лента. В современном зодчестве его часто и вольно используют для обрамления, а также завершения (увенчания) части здания или архитектурного сооружения. Фризовая композиция может быть расписной или рельефной, сюжетной или орнаментальной. Из архитектуры понятие распространилось на другие виды искусства — живопись, мозаику, роспись — и стало обозначать формат композиции, когда длина кратно превосходит ширину.

Фриз в архитектуре
Фриз на фасаде из камня. Фотография из портфолио Domoff Group

В античной и классической архитектуре фризом называют секцию антаблемента, занимающую среднее положение между архитравом и карнизом. Примером может служить храм Парфенон, построенный в Древней Греции (447-438 гг. до н. э.). Его фриз  украшен чередованием триглифов и метопов согласно дорическому ордеру.

Фриз и антаблемент Парфенона
Фриз Парфенона украшен триглифами и метопами

Назначение и применение фриза 

Происхождение фриза корнями уходит в античность. Этруски защищали внешние деревянные перекрытия с помощью терракотовой плитки — пластин кирпичного цвета, изготовленных из глины с большим содержанием железистых примесей, которые и давали такую окраску. Плиты могли раскрашивать белой, красной или голубой краской, полученной из минералов. 

Лишь в Элладе фриз стал неотъемлемой частью античного архитектурного ордера, причем внешнее оформление среднего пояса антаблемента имеет характерные для каждой системы черты. Есть предположение, что декоративная функция фриза обоснована необходимостью закрыть некрасивые балочные торцы, которые были видны со стороны фасада над архитравом. 

Разновидности фризов зданий

По сложности композиции и наличию внешнего декора, Михаловский И. Б. отнес тосканский антаблемент и каждую его часть к простым, а антаблементы всех остальных ордеров — к сложным. 

Первое оформление появилось у дорического фриза в виде триглифов и метоп. Со стороны триглиф выглядит как 3 вертикальные рейки, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Это косвенно подтверждает предположение, что греки стали возводить сооружения из камня по образцу деревянных построек. Согласно этой теории, к некрасивым торцам балок, выходивших на фасад, действительно прибивали по 3 деревянных реечки, чтобы облагородить внешний вид. Конструктивное назначение каждого такого элемента — поддерживать мутулы (выступы карниза под выносными плитами).

Триглиф в архитектуре
Современный вариант триглифа. Фотография из портфолио Domoff Group

Места под триглифы были закреплены ордером: их центрировали по оси каждой колонны, а также по оси расстояния между ними — интерколумния. Угловые триглифы использовали в угловых точках фриза для создания эффекта зрительной прочности. Иногда порядок чередования триглифов и метоп нарушался из-за размеров постройки. К его восстановлению существовало 2 подхода. Для эллинов приоритетом была красота и равномерность фриза, поэтому они осуществляли угловую контракцию — уменьшали интерколумний к углам здания, то есть ставили колонны ближе друг к другу. Римляне же первоочередно следили за порядком в расположении опор, поэтому угловыми элементами  фриза могли быть метопы.

Устройство антаблемента в дорическом ордере
Фриз дорического ордера с триглифами и метопами

Метафорический, но при этом дословный перевод слова «метопа» с древнегреческого языка означает «переносицу». Это элемент фризового декора в виде плиты из мрамора с росписью или рельефом по форме, близкой к квадрату. Есть гипотеза, что с помощью метоп эстетично закрывали пространство между торцами балок, однако О. Шуази ее опроверг.

Расположение фигур и изображений на метопных плитах могло осуществляться в двух направлениях: либо они сходились к центральной оси переднего фасада либо, наоборот, расходились от центра главного фриза к углам и оси заднего. Благодаря такому подходу декор оживал, несмотря на разделенность триглифами. Действия на метопах боковых фризов разворачивались в одну и ту же сторону.

Фрагмент фриза с триглифами и метопами
Фрагмент фриза с триглифами и метопами из храма «Е» в Селинунте. Региональный археологический музей, Палермо

Что касается применения красок, то ими ярко расписывали несомые части антаблемента — карниз и фриз. Метопы имели ярко-красный фон. Рельефам оставляли естественный цвет мрамора, а контуры обводили черным. Для триглифов использовали зеленый или синий оттенок. Для отделки фризов последующих античных ордеров применяли яркие краски с частичным золочением рельефа.

Характер декора/Ордер Тосканский Дорический Ионический (греческий и римский подвиды)

Коринфский, композитный

Поверхность Гладкая  Рельефная и/или расписная Рельеф
Характерные черты Отсутствие декора, простые черты. Чередование метоп и триглифов. Зофор (пояс, состоящий из художественных мотивов с животными).
Цветовая гамма Цвет мрамора Триглифы: зеленый, синий. Метопы: красный фон, мраморный рельеф, черная обводка. Яркая раскраска с применением позолоты.

Кроме классификации фризов по ордерам, в античном зодчестве существует разделение декоративных поясов в зависимости от художественного содержания элементов:

  • Триглифион  — метопы чередуются с триглифами (триглифо-метопный порядок);
  • Антемион (анфимион) — пальметты чередуются с цветами лотоса;
  • Зофор — декоративный ряд с изображением животных.

По расположению в архитектурной композиции, фриз может быть декоративным поясом для антаблемента или самостоятельной композицией, как этот рельеф, украшающий подиум Алтаря Зевса. Общая длина мраморных плит здесь — 120 м, а высота каждой — 2,3 м.

Фриз алтаря Зевса в Пергаме
Фриз Алтаря Зевса в Пергаме (164—156 гг. до н. э.) украшает не антаблемент, а П-образный подиум

Фриз в современной архитектуре 

Начиная с архитектуры классицизма, а также в последующих за ним стилях — барокко и неоклассицизме — применение декоративных фризовых композиций осуществлялось на усмотрение зодчих, то есть строгих правил не было. Поэтому архитекторы играли с порядком в ордерах. Например, Джакомо Кваренги поместил дорический антаблемент на ионические капители в здании Кабинета Аничкова дворца (г. Санкт-Петербург).

Аничков дворец
Вход в Аничков дворец с антаблементом по дорическому ордеру

Фризовые пояса часто применялись для отделки фасадов церквей, колоколен, крепостных ворот, особняков знати и муниципальных учреждений, построенных в стиле классицизма/неоклассицизма (больниц, университетов, зданий вокзалов и пр).

Храм Николая Чудотворца в Царёво
Скульптурный фриз на церкви Николая Чудотворца в Царёво

При формировании декоративных поясов в русском зодчестве могли использовать исключительно славянские элементы отделки, например, ширинки с изразцами или каменным рельефом внутри.

Фрагмент фасада Троицкого собора в Пскове
Фризовый пояс из ширинок с изразцовыми вставками. Фрагмент фасада Троицкого собора в Пскове

Активный всплеск интереса к ордерной архитектуре по римскому типу, а следовательно, и к трехчастному антаблементу, наблюдался в прошлом веке во время правления И. В. Сталина. Дворцы профсоюзов, Дома культуры и детского творчества, музыкальные школы и образовательные учреждения (училища, техникумы, гимназии) часто были построены с соблюдением пропорций полного ордера. Однако для украшения фриза использовалась советская государственная символика: рельефные звезды и серпы с молотом.

В современной архитектуре фризовыми поясами украшают парковые павильоны и портики, храмы при возведении и реконструкции, а также другие объекты градостроительства. Так как ограничений и требований к художественной составляющей для фриза в настоящее время нет, их орнаментальное содержание остается на усмотрение заказчика и архитектора. 

Материалы для создания фризов

Согласно архитектурной энциклопедии Г. В. Барановского, фризовые пояса изготавливали из камня и дерева с помощью тонкой художественной, орнаментальной, сюжетной резьбы, например, с целью украсить  дверной проем (фриз над дверью). Популярным способом создания горельефов была скульптурная лепнина. Для декоративного разграничения зон активно применяли роспись. Сравним плюсы и минусы основных типов материалов посредством таблицы в контексте применения к фасадному декору.

Название материала Плюсы Минусы
Дерево Экологичный податливый материал с большими декоративными возможностями. Неустойчив к различным видам воздействий, необходимо регулярное обслуживание и обновление покрытий.
Гипсовая лепнина Незаменимый материал для профессионалов с художественным образованием. Огромный декоративный потенциал при меньшей стоимости по сравнению с материалами класса «Премиум».  Гипсовую лепнину не рекомендуется размещать на улице без защиты от влаги из-за гигроскопичности материала. Необходимо защитное покрытие и финишный декор. 
Лепнина из пластмасс (ПС, ПУ) Множество готовых вариантов накладных молдингов и профилей со сложными эскизами; простой монтаж; малая масса. Невозможно изготовить декоративный рельефный пояс по индивидуальному проекту либо стоимость изготовления увеличивается в разы. Часто — механическая хрупкость, отсутствие устойчивости к смене погодных условий. Рекомендовано для внутренней отделки.
Полимербетон Увеличенные показатели прочности и легкости изделий по сравнению с традиционным бетоном. Мизерное влагопоглощение, что означает устойчивость к перепадам температур и защиту декора от растрескивания на морозе. Высокая стоимость изделий по сравнению с аналогами из бетона из-за входящих в состав связующих смол. Пожароопасность зависит от конкретного полимерного компонента.
Зарисовки фризов и отделочных поясов
Зарисовки фризов и отделочных поясов по Г. В. Барановскому, ч. 1.

Документы, регламентирующие создание и применение фризов

Название документа Предмет регламентирования
ГОСТ 23342-2012  Изделия архитектурно-строительные из природного камня. Не распространяется на сложнопрофильные изделия (п. 1). Устанавливает номинальные размеры и другие параметры архитектурно-строительных изделий из натурального камня, участвующих в формировании системы фасадного декора и защиты от внешних факторов.
СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Требования по назначению нагрузок, воздействий и их сочетаний.
СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004 Безопасность зданий и сооружений при градостроительной деятельности, кроме объектов ИЖС.
СП118.13330.2012 Общественные здания и сооружения Безопасность общественных зданий и сооружений при строительстве, ремонте и реконструкциях.
СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87 (с Изменениями N 1, 3) Осуществление и приемка строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений, во всех отраслях народного хозяйства.

Фриз из камня

Современные технологии обработки камня позволяют изготовить фризы со сложным рельефом, сохранив благородство натуральной текстуры и цвет горной породы. Для изготовления фасадного декора используют такие виды мрамора, травертина, известняка, которые обладают достаточными прочностью и пластичностью одновременно.

Фриз на фасаде
Фризовый пояс на фасаде здания, процесс монтажа. Фотография из портфолио Domoff Group

Комбинируя несколько видов природного камня в геометрическом орнаменте, получают набранные по эскизу декоративные пояса, в которых раскрываются лучшие свойства этого материала: вандалоустойчивость, стойкость к нагрузкам и внешним воздействиям, а также очарование естественной расцветки.