Что такое фуст в архитектуре
Фуст – основная часть колонны, которая расположена между базой и капителью. Второе название – стержень, или ствол. Визуально является срединным отрезком опоры; конструктивно передает нагрузку от антаблемента к пьедесталу. Внешний вид элемента зависит от ордера и является его прямым признаком.
Во времена Древнего Мира колонны высекали из камня целиком, их вес исчислялся десятками тонн. В некоторых странах такой подход сохранялся до XVIII – первой половины XIX вв. В современном строительстве стволы опор собирают из секций, или барабанов.
Назначение и связь фуста с другими архитектурными элементами
Конструктивное назначение фуста, как центральной части столпа, очевидно: колонны являются древнейшим видом несущих опор, поддерживающих фронтоны и крыши храмов, портиков, галерей. Экстерьер таких сооружений до сих пор поражает зрителей монументальностью, нерушимостью и визуальной стройностью одновременно.
Достижение перечисленных эффектов стало возможным благодаря упорному труду древних греков, которые разработали и применили базовые приемы курватуры. Фуст был задействован здесь в первую очередь.
Курватурой в архитектуре называют свод закономерностей, которые отвечают за компенсацию негативных особенностей человеческого зрения при восприятии объекта строительства. К фустам колонн применяли энтазис – немного утолщяли стержень примерно на нижней трети высоты, отчего он при ближайшем рассмотрении приобретал сходство с веретеном. Таким образом избавлялись от эффекта вогнутости опор под несомой тяжестью: колоннада выглядела изящно стройной и ритмически легкой.
Для продольного сечения стержня колонны с кругом в поперечнике характерно постепенное утонение от базы или нижней трети ствола к капители независимо от ордера. Это свойство (утонение) не следует путать с энтазисом. Оба приема подчеркивают стройность; их не применяют в пилястрах и так называемых ордерных столбах с квадратным или прямоугольным поперечным сечением, которые по ГОСТ 23342-2012 также считаются колоннами (п. 3.19).
С декоративной функцией фуста неразрывно связано понятие каннелюр – вертикальных желобков, покрывающих поверхность стержня и иногда шейку капители. Они создают эффект равномерного чередования затененных и освещенных полос, что служит дополнительным украшением колонны; маскируют стыковку барабанов.
Количество и внешний вид каннелюр зависит от ордера. На их расположение влияет происхождение ордерной системы и место колонны в строении. Так, в Древнем Риме было популярно неполное каннелирование – нанесение желобков на 2 верхние трети ствола. Нижнюю треть при этом оставляли гладкой. В отличие от Рима, в греческих ордерах каннелюры наносили и на шейки колонн. Этот прием также характерен для архитектуры барокко, но здесь уже сами фусты оставляли без декора.
Разновидности
По форме поперечного сечения различают округлые (с кругом в поперечном сечении) и граненые (с прямоугольником или квадратом) фусты. Особенности внешнего вида в зависимости от ордера удобно представить в табличном варианте.
Название ордера |
Энтазис |
Каннелюры |
Количество каннелюр |
Утонение |
---|---|---|---|---|
Тосканский | Выраженный, с наиболее частым использованием. | Нет | Нет | От энтазиса |
Дорический | В основе каждой выемки лежит дуга правильной формы. Желобки соприкасаются друг с другом и образуют острые ребра. Они дают драматичный контраст света и тени, что согласуется с суровым духом ордера. | 16, 20 или 24. В качестве экспериментов с тектоникой – 32. | ||
Ионический | Частота применения энтазиса в эпоху Ренессанса снижается до нуля. Диаметр фуста уменьшается, а колонны вытягиваются в высоту, приобретая зрительную стройность. | Сверху и снизу выемки имеют скругления. По поверхности фуста каннелюры отделены друг от друга дорожками – плоскими перемычками. | 20 – идеальное число каннелюр, при котором под каждым углом абаки находилось бы по одному острому ребру, а ось опоры соотносилась бы с центральным желобком. | От базы |
Коринфский | То же самое. | |||
Композитный | В период позднего Ренессанса, перед маньеризмом, получил распространение прием вложенных, встречных каннелюр, которые также называют «канатиками». Они представляют собой выпуклые валики с полуцилиндрическим профилем и с гармонично округлыми окончаниями. Канатиками атектонично заполняли характерные для ордера декоративные желобки на ⅓ высоты фуста. |
Обзор разновидностей был бы неполным без упоминания изменений пропорций фустов – и опор в целом – с развитием архитектуры. Дорические колонны являются самыми низкими и широкими. Самые высокие и стройные – столпы по коринфскому и сложно-композитному ордерам. Однако, здесь обязательно нужно учитывать влияние масштабов и соотношений с другими частями архитектурного объекта. Фуст одного и того же диаметра может иметь различную высоту и, следовательно, производить разное впечатление.
Современная архитектура относится лояльно к совмещению ордеров. Существуют отличные от канонов варианты колонн в стиле ар-деко, где использованы самые прогрессивные методы фасадной отделки:
- Муфтированные – с четким чередованием цилиндрических и призматических участков в фусте;
- Рустованные – с нарочитой отделкой поверхности стержня каменными блоками или плиткой;
- Асимметричные, в традиции модерна;
- Канделябровые – с изменением диаметра ствола по подобию подсвечников сложной формы, что характерно для барокко.
Современное применение
Применение фустов в современной архитектуре неразрывно связано с установкой колонн. Для загородной недвижимости – домов и резиденций – популярным решением является следование античным ордерам и стилю классицизма. Лаконичность форм и строгость структуры создают условия, в которых уникальная текстура природного камня раскрывается в своем очаровании.
Колонны включают в состав входных групп и порталов для украшения лестничного подиума и крыльца. Опоры с фустом используют для поддержания антаблементов, фронтонов и арок. На колоннады опираются крыши портиков и галерей, своды храмов и статусных зданий.
Еще одно направление, в котором активно применяют непосредственно барабаны и стержни столбов – реставрация памятников архитектуры и исторически значимых объектов. Необходимым условием для замены отдельных элементов является совпадение внешней формы и качества современных фустов с аналогичными характеристиками оригинальных деталей.
Нормативные документы
Название документа | Что регламентирует |
---|---|
СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции |
Порядок установки, приемки и контроля за процессом монтажа несущих конструкций, в том числе колонн, столбов и опор различных видов. |
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня |
Дает определение колонны (п. 3.19), капители (п. 3.17) и базы (п. 3.4); относит ствол и базу к телам вращения (п. 4.5), устанавливает их номинальные размеры (п. 4.5.2, табл. 4). Разрешает делать фуст составным, если высота колонны превышает 2 м (п. 4.5.3). При этом ширина зазоров между барабанными секциями не должна быть более 1 мм (п. 4.5.6). Если высота колонны превышает 4 м, нижняя часть ствола может иметь утолщение в диаметре на 15-20% и более от номинального значения (п. 4.5.7). Разрешает наносить каннелюры на поверхность фуста, а также оставлять ее гладкой (п. 4.5.4). |
Материалы
Стержни колонн собирают из барабанов или изготавливают единой деталью. В качестве стройматериалов применяют натуральный камень, кирпич и армированный бетон. Существуют легкие в буквальном смысле версии из архитектурного полиуретана. Их используют для быстрого зонирования пространства и создания торжественной обстановки, например, для свадебных залов. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого сырья отдельно.
Название материала |
Преимущества |
Недостатки |
---|---|---|
Архитектурный полиуретан |
Этот конструкционный материал – универсальный эластомер с высокой механической прочностью, морозостойкостью, устойчивостью к истираемости, химически агрессивным веществам, биологическим факторам. Производители заявляют о долговечности в эксплуатации и отмечают, что полиуретан не собирает на своей поверхности пыль, не впитывает запахи. Другими преимуществами ПУ являются бюджетная стоимость и легкий процесс самостоятельного монтажа, который не требует специальных навыков и проходит быстро из-за малого веса архитектурных элементов. Есть определенный выбор моделей фустов, баз, капителей и колонн целиком, который обычно состоит из ордерных вариантов и их комбинаций. |
Архитектурный полиуретан уязвим к нагрузкам на скручивание. Его показатели прочности и эластичности зависят от окружающей или рабочей температуры. При нагревании этот материал деформируется и разрушается с выделением токсичных паров формальдегидов. ПУ сложно перерабатывать вторично, обычная утилизация в мусорный бак наносит вред экологии. В разрезе стройматериал имеет пористую структуру, что объясняет его усадку. Легкий монтаж здесь также имеет негативную сторону: из-за применения клея и шурупов легко не только установить изделие в систему фасадного декора, но и случайно его испортить, а также закрепить недостаточно прочно или, наоборот, перетянуть и перекосить. Из-за зернистой текстуры поверхности не всегда возможно выполнить мелкий декор с должной четкостью. С исполнением индивидуальных заказов по эскизам клиента могут возникнуть проблемы из-за отсутствия нужных форм для отливки. Абсолютным противопоказанием для применения ПУ в основном строительстве являются плотность и вес вышележащих несомых архитектурных элементов. Показатели не могут превышать аналогичные характеристики легкой полимерной конструкции. Таким образом, детали колонн и сами опоры можно применять только для создания бутафорских театральных декораций или для быстрого украшения торжественных и свадебных залов. |
Кирпич |
Это распространенный стройматериал, удобный своей доступностью, формой и простотой работы. Отличается экологичностью, огнеупорностью; бывает полнотелым и пустотелым. Обычно доставка кирпича осуществляется производителем. Это означает, что не нужно использовать особую строительную технику. Из кирпичных блоков возводят несущие и декоративные конструкции, парковые и садовые сооружения. Таким образом, не возникает проблем с утилизацией кирпича. Материал различается классами морозостойкости. По всем остальных характеристикам устойчивости и прочности он соответствует необходимым нормам, поэтому широко применяется в строительстве и народном хозяйстве. Кирпичные поверхности можно декорировать различными способами или оставить кладку в натуральном виде. |
Кирпич обладает капиллярно-пористой структурой, негативным проявлением которой является водопоглощение. При низких температурах вода замерзает, и на микроуровне начинается разрушительный процесс связей, отвечающих за прочность. Поэтому класс морозостойкости и производителя нужно выбирать тщательно. Обычно про поставщиков с некачественным кирпичом известно заранее. Такие блоки легко раскалываются и осыпаются, особенно после перенесенной зимы. Для выполнения декоративных рельефов лучше использовать специальный фигурный (лекальный) кирпич, а не раскалывать целые блоки. Из-за такого подхода в колотых частях образуется множество трещин, по которым атмосферные влага и пар проникают внутрь. Из-за большой массы следует уделить пристальное внимание правильному устройству фундамента с учетом глубины промерзания грунта. |
Армированный бетон |
Бетон изначально предназначен для сопротивления нагрузкам на сжатие. Армирование расширяет список случаев, когда применение ЖБ-блоков и изделий уместно. Очевидными достоинствами являются быстрая сборка, усиленные показатели прочности и долговечности. |
Большое значение имеет экономическая целесообразность и масштаб стройки: из-за многотонных показателей массы необходимо нанимать обученных рабочих и арендовать технику. Что касается художественной ценности фустов и колонн из ЖБ-стержней, здесь необходима облицовка или другая отделка на усмотрение заказчика. Для арматуры бетонная оболочка является защитой от коррозии и внешних факторов. Однако бетон может треснуть при общей усадке здания. Поэтому необходима георазведка почвы и закладка подходящего под ее тип фундамента. |
Натуральный камень |
Преимущества природного камня:
|
Основной недостаток натурального камня – большой вес, сравнимый с показателями железобетона. Однако изделия из горных пород не нужно декорировать, так как они сами являются украшением пространства. По стоимости такая монументальная отделка доступна не всем. Итоговый ценник увеличивается из-за необходимости платить за услуги проверки почвы, разработку индивидуального проекта, аренду техники и наем бригады. Самостоятельный монтаж невозможен из-за тяжести деталей и необходимости расчета точек крепления. Контроль за процессом отделки отнимает много времени и сил, поэтому эту работу лучше доверить профессионалам, например, компании Domoff Group, репутация которой подтверждена многолетней практикой создания успешных проектов, отраженных в портфолио. |
Фуст из камня
Натуральный камень – традиционный материал, который применяется в архитектуре со времен Древнего Мира. Такие горные породы, как мрамор, кварцит, гранит, ракушечник, песчаник, известняк и травертин в течение тысячелетий подтвердили свои прочностные характеристики и эксплуатационные свойства. Многие памятники зодчества сохранились до наших дней в неизменном виде.
Первым видом камня, по которому в Древней Греции вытесывали каннелюры вдоль собранных из секций колонн, был известняк, относительно мягкий по сравнению с другими горными породами. Впоследствии наравне с ним стали использовать мрамор.
В современном фасадном декоре для создания фустов наиболее часто применяют мраморизованный известняк, песчаник, травертин, реже – гранит. Главный фактор, от которого зависит выбор материала, – пожелания заказчика. В одном изделии могут быть совмещены несколько видов камня, например, с целью создания контраста.
Консультанты и инженерные специалисты Domoff Group возьмут на себя весь процесс разработки и сопровождения проекта по установке колонн и финальной отделке объекта. При разработке плана предпочтения заказчика будут учтены в полном объеме.