Что такое пилястры в архитектуре 

Пилястра в архитектуре – широкий, плоский, иногда профилированный надстенный выступ прямоугольного сечения, имеющий базу и капитель и потому похожий на уплощенную колонну. Из-за особенностей внешнего вида декоративное подобие полноценных опор включают в систему ордерных пропорций, где пилястры визуально соединяют со стереобатом и антаблементом. Как элемент фасадной отделки, могут быть выполнены в любом стилевом решении по мотивам античных ордеров – от тосканского до композитного – или точно копировать их пропорции.

Пилястры в архитектуре
Пилястры композитного ордера, сделанные из известняка-песчаника, украшают резиденцию в Барвихе. Фотография из портфолио Domoff Group

Назначение пилястр

Пилястры имеют метафорично декоративное и тектоническое значение, то есть конструктивно не участвуют в системе передачи и распределения приопорных моментов. В общем случае эти архитектурные элементы изображают опоры на поверхности стен, что при осмотре экстерьера здания усиливает впечатление визуальной прочности. Рудольф Виттковер, знаменитый британский историк искусства, описывал пилястру как логическое вырождение колонны в украшение, свое сплюснутое подобие, потерявшее ценную трехмерную тактильность.

Пилястры на зданиях
Пилястры на фасаде второго этажа повторяют ритм массивных пилонов и усиливают ощущение прочности. Фотография из портфолио Domoff Group

Вторая причина применения пилястр для целей тектоники – их легкая адаптивность к построению и поддержанию ритма. Это важно для целостного восприятия  объекта и продуманной упорядоченности в деталях фасадного декора. «Битый» ритм и отсутствие порядка среди установленных архитектурных элементов, даже из дорогих материалов, оставляет ощущение небрежности, хаоса, отсутствия вкуса. Таким образом пилястры используют для подчеркивания имеющейся структуры: комбинируют с колоннами, пилонами, полуколоннами, а также удваивают или располагают их  проективными дубликатами для усиление эффекта.

Пилястры на стенах фасада
Пилястры на стенах главного фасада вторят ритмическому расположению колонн под антаблементом. Резиденция в Барвихе. Фотография из портфолио Domoff Group

Эти приемы пришли в современную архитектуру из эпохи Возрождения. Архитекторы маньеризма, а затем и барокко активно изобретали и применяли разнообразные способы красивой раскреповки. Ее целями являются усиление, подчеркивание зрительного порядка и ритма в ордерной структуре, создание в ней визуальных напряжений. Это делает внешний вид объекта интереснее и художественно привлекательнее.

Метафоричность колонноподобных декоративных уплощений состоит в том, что пилястры стилистически «дисциплинируют» пространство. Они исторически связаны с античной ордерной архитектурой и направлениями, переосмыслившими ее традиции: маньеризмом, барокко, рококо, классицизмом и неоклассицизмом. Таким образом, пилястры редко используют в фасадном декоре а-ля модерн, хай-тек или ар-нуво. Это обстоятельство особенно важно для понимания процессов внутренней отделки, где этот элемент подходит только для интерьеров по мотивам торжественной античности или добротной классики. 

Разновидности пилястр 

Существует несколько признаков, по которым пилястры различаются между собой. По декоративному оформлению в ордере выделяют:

  • Тосканские;
  • Дорические;
  • Ионические;
  • Коринфские;
  • Композитные пилястры, а также творческие варианты с неким отступлением от привычной схемы. 

В случае каноничного исполнения, их оформление ничем не отличается от ордерных колонн, за исключением отсутствия объема в опоре. Ионические волюты, коринфские листья аканта и каннелюры применяют в зависимости от типа.

По высоте пилястры бывают одноэтажными и с протяженностью в несколько этажей для тектонического объединения частей здания в целостный архитектурный объект.

Одноэтажные пилястры
Одноэтажные пилястры. Фотография из портфолио Domoff Group

По расположению на фасаде различают настенные, угловые и межоконные декоративные элементы. На углах они производят впечатление дополнительного скрепления и часто применяются как альтернатива рустам.

Угловые пилястры
Настенные и угловые коринфские пилястры. Фотография из портфолио Domoff Group

Межоконные пилястры заполняют пространство простенков там, где их применение вписывается в логичную систему, то есть опору легко представить мысленно, но для полноценной конструкции нет места. Так, на фото ниже представлена глухая декоративная балюстрада, в которой конструктивно ряды балясин должны чередоваться с тумбами. Для целей имитирующей отделки использованы полубалясины и лишенные объема ионические пилястры с волютами.

Ионические пилястры
Ионические межоконные пилястры. Фотография из портфолио Domoff Group

По своему устройству, которое зависит от вида материала, пилястры бывают сборными и монолитными, то есть целостными. Сборные архитектурные элементы состоят из базы, тела (стержня) и капители. Иногда средняя часть также разделяется на секции. 

По месту применения различаются фасадные и интерьерные пилястры. Их часто включают в настенные композиции для величественного украшения гостевых, праздничных и приемных залов.

Пилястру следует отличать от полуколонны – опоры, производной от колонны на ½ объема. Обычно ее считают «круглой» разновидностью декоративного уплощения, но эти термины не совместимы по своей сути: пилястра, скорее, барельефна, нежели заметно выпукла. Не получится понять термин «круглая пилястра» и с точки зрения продольного сечения. И у цилиндрической колонны, и у массивного столба с квадратом в поперечнике продольным сечением является прямоугольник.  

Вторым архитектурным элементом, который также часто участвует в путанице с пилястрами, является лопатка. Этот узкий низкорельефный выступ имеет простые контуры без базы и капители, выполняется во всю высоту стены и, как правило, ритмично повторяется во всю ее ширину.

Современное применение пилястр

Структурировать и детализировать ритм через подчеркивание, повторение, удвоение или отражение контуров объемных опор – не последняя декоративная функция пилястр в современной архитектуре. В конкретном контексте они могут, наоборот, превратить здание в единую композицию и привести в баланс восприятие общих пропорций. Для зрительного объединения этажей достаточно «протянуть» уплощенные колонны на всю высоту фасада. Для обрамления входа такое решение выглядит особенно торжественным и монументальным.

Пилястры у входа в здание
Пилястры на пьедесталах торжественно обрамляют вход в загородный дом и объединяют 2 этажа особняка в единую композицию. Фотография из портфолио Domoff Group

Еще один способ современного включения пилястр в фасадную отделку, который соединяет в себе оригинальность барокко и лаконичность классицизма, – оформление окон контрналичниками по эдикулярному подобию. На фотографии ниже пилястры на кронштейнах расположены вокруг наличника, и декоративная группа логично переходит в изысканный кокошник с башенками.

Пилястры вокруг окна
Пилястры на декоративных кронштейнах расположены вокруг наличника по обеим сторонам окна и образуют контрналичник. Фотография из портфолио Domoff Group

Простенки между окнами часто заполняют рельефно выступающим подобием колонн по аналогии с импостами. Эти вертикально ориентированные архитектурные элементы могут применять для визуального разделения не только оконных проемов, но и дверных

Пилястра между окнами
Пилястра разделяет окна, как импост. Фотография из портфолио Domoff Group

Рельеф в виде колонны визуально наследует функции трехмерной версии классической опоры. Поэтому пилястры могут размещать между арочными окнами ради сходства с аркадой, перенесенной на плоскость.

Пилястры между арочными окнами
Пилястры расположены между арочными окнами второго этажа. Фотография из портфолио Domoff Group

Документы, регламентирующие монтаж декоративных пилястр

Наименование документа Что регламентирует
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня Дает определение капители для колонны и пилястры (п. 3.17), устанавливает требования к горным породам и изделиям из них.
СП 31-105-2002 Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом Определяет общие требования к конструкции (п. 5.5.1.1), определяет место использования пилястр с точки зрения строительной механики, в составе «мер по обеспечению сопротивления стен подвала силам, возникающим при обратной засыпке» (п. 5.10). 

Материалы для создания пилястр

Пилястры находят применение в фасадном декоре и внутренней отделке, поэтому спектр материалов для изготовления включает как проверенные временем натуральные материалы, так и современные полимеры. Недостатки каждого вида весьма условны, так как зависят от правильного размещения элементов по месту назначения. Например, рельефы из пенопласта по определению не могут быть конструктивно несущими, а их хрупкость и уязвимость перед механическими повреждениями нейтрализуют расположением внутри здания. 

«Пилястровый» период – второе название времен «петровского барокко» (1-ая четверть XVIII в.), когда центр Санкт-Петербурга подвергся активному формированию и застройке (по А. И. Некрасову). Имитации барельфных классических и барочных пилястр выполняли кирпичной кладкой «с напуском», а ордерность дополнительно подчеркивали двухцветной окраской. Таким образом, рельефно выступающий декор может быть изготовлен из доступного и распространенного сырья, характерного для конкретной местности, например, кирпича, бетонных или каменных блоков, а также с помощью отливки из строительных растворов. 

Каждый материал обладает своим типом поверхности и потенциалом к дальнейшему декорированию. Так гипс, дерево и стеклопластик, предназначенные для внутренней отделки, можно раскрашивать и покрывать различными составами с запланированным финишным эффектом, от коррекции тона до состаривания. То же самое характерно и для деталей, отлитых из бетонных растворов с добавками для легкости и усиления прочности конструкции. А вот пилястры из натурального камня после установки не декорируют ничем, чтобы не портить красоту природной текстуры.

Благодаря разнообразному ассортименту стройматериалов и готовых изделий, стоимость декоративных пилястр также сильно варьируется. Самыми доступными по цене являются элементы из пластика. Детали из гипса и бетона занимают среднюю ценовую нишу, а премиум-сегмент представлен ценными породами дерева и натуральным камнем.

Пилястры из камня для украшения стен и фасадов зданий

Пилястры из камня, как элемент фасадного декора, известны с античных времен. Сначала они конструктивно включались в массив стены. С развитием архитектуры, а особенно с распространением приемов раскреповки в период Ренессанса, высота рельефа постепенно уменьшилась. У каменных пилястр, кроме декоративной и тектонической, сохранилась функция визуального членения. 

Благодаря такому сочетанию, легко придать зданию архитектурную выразительность и презентабельность. В старину каменными пилястрами часто украшали стены дворцов, храмов и домов знати, а сейчас оформляют фасады загородных особняков, резиденций и даже коттеджей.

Пилястры на стены
Пилястры из известняка украшают стены загородного дома. Фотография из портфолио Domoff Group

Как правило, в отделке сочетают несколько видов горных пород, например, гранит используют для цокольной облицовки, травертин – для основного фона, а из  мраморизованного известняка или песчаника изготавливают декоративные детали. Все элементы из камня имеют большой вес, поэтому перед установкой необходима консультация инженерного специалиста. Уточнить информацию и выбрать тип отделки можно на странице «Архитектурные элементы».