Что такое тимпан на фасаде

Общий случай тимпана в архитектуре – это декорированная поверхность стены внутри обрамления, образованного скатами фронтонной кровли и карнизом. Таким образом, архитектурный элемент представляет собой внутреннее поле, форма которого зависит от типа фронтона.

Тимпан в архитектуре
Тимпан треугольного фронтона с круглым окном по центру в обрамлении гирлянд. Фотография из портфолио Domoff Group

Назначение и связь с другими архитектурными элементами

Понятие тимпана в фасадном декоре тесно связано с фронтоном и его формой, а именно – ограничивающими эту область конструктивными балками карниза и внешними наклонными краями кровли. Эти термины практически тождественны, за исключением одного существенного отличия. 

В переводе с французского «fronton» означает «лобовую», то есть переднюю часть стены. В зодчестве, как правило, этот элемент расположен со стороны фасада над антаблементом и его образуют боковые скаты крыши и карниз, словно подчеркивающий основание. Определения очень похожи, однако различить их просто: тимпан является составной частью фронтона, так как представляет всего лишь его внутреннее поле, в то время как внешнее фронтальное обрамление является его рамой.

Тимпан на фасаде
Тимпан треугольного фронтона в отделке плиткой из известняка-песчаника. Фотография из портфолио Domoff Group

Подвергнуть такую область фасадному декорированию – мысль визуально и тектонически логичная. Однако в античной архитектуре – в этрусских храмах и сооружениях, возведенных по дорическому ордеру, – на этом месте часто зияли пустоты треугольной формы. Согласно предположениям, выдвинутым историками искусства  (Б. Р. Виппер), первое оформление появилось в сер. VII в. до н. э. Пустые области стали закрывать мраморными и терракотовыми плитками с нанесенной росписью и различными рельефами. 

Во фронтонных рамах ионического ордера можно увидеть скульптурные композиции, что является исключением. Конструктивные элементы обрамления являлись художественными направляющими и естественной разметкой, задававшей центр, симметрию, углы. Таким образом древним скульпторам было легко вписать сюда фигуры героев и богов. 

Этот прием получил дальнейшее развитие в архитектуре Западной Европы: в романике X–XII вв. и готике XIII–XIV вв. В указанные периоды возведено множество соборов и церквей, в тимпанах которых художественным образом (роспись, фреска, лепнина, горельеф,  скульптура) были исполнены ключевые религиозные сюжеты.

Разновидности 

В основе деления тимпанов на разновидности лежит форма внутреннего поля, а также наличие или отсутствие карниза – ограничения снизу. По форме обрамления   различают следующие типы:

  • Треугольное;
  • Полукруглое (полуциркульное или лучковое);
  • Стрельчатое;
  • Трапециевидное;
  • Килевидное;
  • Прерванное (с визуальным разрывом горизонтального карниза, например, из-за окна);
  • Щипцовое.
Щипец в архитектуре
Треугольный щипец – разновидность островерхого фронтона в архитектуре. Фотография из портфолио Domoff Group

Если фронтон на торцевой стене не ограничен карнизом или гуртом и имеет заостренный вид, потому что образован крутыми скатами, его называют щипцом. Он является частью фасада, так как ни конструктивно, ни визуально не отделяется от несущего массива здания. Основные виды щипцовых тимпанов:

  1. Шейный – имеет визуальное сужение по аналогии с частью тела. В архитектуре петровского барокко его украшали шпилями, пирамидками, волютами и называли фронташпицем на голландский манер.
  2. Треугольный самцовый «сруб костром», горизонтальные бревна в котором (самкѝ) располагаются одно над другим с постепенным укорачиванием.
  3. Треугольный ступенчатый щипец характерен для маньеризма, барокко и хайматстиля – направления в архитектуре немецкоговорящих стран на рубеже XIX–XX вв.
Лучковый фронтон
Декоративные лучковые фронтоны с окнами в тимпане на фасаде гостевого дома. Фотография из портфолио Domoff Group

Отдельные, устоявшиеся разновидности тимпанов имеют собственные названия:

  • Люнетта (иногда – люнет) – фронтон лучковой (полукруглой) формы, а также его внутреннее поле, подчеркнутое снизу карнизом;
  • Антрвольт («междудужие», «преддужие») –  поверхность сложной формы, заключенная между архивольтами арок, арочных окон, порталов с одной стороны и опирающимся на них карнизом, сандриком, антаблементом с другой. 
  • Закомара – похожа на люнет, но снизу ничем не ограничена и имеет конструктивный смысл; встречается в древнерусской архитектуре как внешнее проявление прилегающего внутреннего свода.

Тимпаны различают по месту применения, которое влияет на размеры. Элементы малой величины входят в состав фронтончиков над сандриками, которые, в свою очередь, обычно являются частью контрналичника или ниши над дверью, окном. 

Современное применение в архитектуре

Исторически тимпан – один из самых выразительных элементов, и потому он занял прочное место в современной архитектуре. Независимо от места расположения, художественно оформленная поверхность, имеющая естественное обрамление, многократно усиливает впечатление от тектоники и фасадного декора всего здания.

Снаружи внутренние поля часто украшают барельефами, горельефами и даже сюжетной скульптурой. Устоявшиеся сочетания современной отделки вобрали в себя всё лучшее из античности и классицизма, барокко и модерна. Для загородных домов и резиденций часто применяют следующие решения:

  • Окно «бычий глаз» по центру треугольного фронтона в обрамлении фестонов, гирлянд;
  • Щипец, люнетта с центральной розеткой или круглым окном;
  • Произвольный пышный декор с розетками и рельефами разной степени выпуклости, скрупулезно вырезанными из натурального камня; по стилю обычно перекликается со сложным композитным ордером.

Поверхность тимпанов во внутреннем убранстве зданий декорируют рельефами, лепниной, фресками и росписью. Материалы, которые используют при таком оформлении, нуждаются в щадящем режиме эксплуатации, поэтому выбор отделки закономерно больше, чем для экстерьера.

Нормативные документы 

Название нормативного документа Что регламентирует

ГОСТ 23342-2012

Изделия архитектурно-строительные из природного камня

Требования к горным породам и изделиям из них, которые предназначены для организации системы фасадного декора.

Документ не распространяется на сложнопрофильные изделия – скульптуру, сложную художественную отделку и др. (п. 1).

Материалы

Для выполнения тимпана, как художественно-архитектурного элемента в фасадном декоре, существует 3 основных материала: бетонные смеси, полиуретановая лепнина и камень. Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Название сырья Преимущества Недостатки

Бетонная смесь, в том числе с современными полимерами и каменной крошкой в составе

Относительно дешевый вариант отделки под простую лепнину, которая может быть включена в состав художественного ряда для тимпана. Это могут быть  геометрические примитивы, многоугольники, розетки. 

Отливка декоративных элементов со сложной поверхностью зависит от наличия формы. Готовые изделия могут демонстрировать хрупкость и крошиться при монтаже, если в процессе приготовления раствора были допущены ошибки. То же самое может наблюдаться при нарушении технологии застывания. Еще одним недостатком архитектурного декора из бетона является необходимость в финишной отделке, например, в покраске или покрытии известью. 

Также не стоит забывать, что любая бетонная смесь является искусственной и многокомпонентной. В современные составы входят дорогостоящие смолы и полимеры. При стихийных происшествиях на глобальном рынке они могут стать дефицитным сырьем. 

Полиуретановая скульптура и лепнина

Внешний вид полиуретановой лепнины и скульптур схож с белоснежным гипсом, поэтому привлекает внимание посетителей. Декор, отлитый по формам из жидких полимерных компонентов искусственного происхождения, находится в ценовом сегменте эконом +.  Есть возможность самостоятельной установки.

Трудности с изготовлением индивидуальных заказов вплоть до невозможности исполнения. Кажется, что выбор изделий широк, но попытки подобрать все элементы в одном стиле обычно проваливаются. Долговечность изделий также вызывает вопросы, так как любой полимер деформируется при нагревании. Так архитектурный полиуретан демонстрирует усадку при эксплуатации на солнечной стороне. 

Натуральный камень

Натуральный камень – лидер по вандало- и износостойкости среди стройматериалов. Долговечен, термо- и атмосфероустойчив.

На территории России добывают множество видов камня с уникальной природной расцветкой, которая не имеет аналогов в мире. В состав натурального камня не входят искусственные компоненты, его производит сама природа. Поэтому перебоев с поставками быть не может.

Природный камень относится к премиум-сегменту строительных материалов, что для многих потребителей является существенным недостатком. Также отделка камнем требует привлечения инженерных специалистов и квалифицированных бригад. Высокая плотность и большой вес архитектурных элементов из камня (от сотни кг до нескольких тонн) делают необходимым применение  строительной техники. 

Другие материалы, например, дерево и гипс, не выдерживают длительной эксплуатации в атмосферных условиях, и потому их рекомендуют применять для внутренней отделки. В прошлом деревянный и гипсовый декор действительно активно использовали для оформления экстерьера. Так, например, многие жилые дома и общественные здания на территории бывшей Восточной Пруссии (ныне – Калининградская обл.) имели щипцовое завершение. К 20-м гг. XXI в. подавляющее большинство из них разрушены, а особенности внешнего вида известны лишь по фотографиям.

Фасадные тимпаны из камня

Особенностью тимпана, как архитектурного элемента, является ярко выраженная эстетическая нагрузка. Только камень обладает необходимым запасом прочности на несколько поколений. Благодаря этому фасадный декор любой сложности и художественной ценности будет радовать взгляд на протяжении многих лет без дополнительного ухода.

Тимпан контрналичника
Выразительная отделка окна включает наличник, сандрик на кронштейнах и треугольный фронтончик с тимпаном, подвергнутым многократному профилированию. Фотография из портфолио Domoff Group

Специалисты Domoff Group разработают проект с учетом индивидуальных пожеланий и эскизов. В фасадной отделке могут быть использованы изделия, стандартизированные гостом. Их получают методом выпиливания и выкалывания из монолита горной породы. Мельчайшие детали композиции изготавливают на заказ с применением техник скульптурной ручной резьбы. 

Колористическая схема фасада гармонично согласуется с общей схемой здания. Это важно для тимпана, потому что он должен быть заметен издалека. В отделке могут применяться несколько близких или контрастных оттенков камня. Так, например, розетки из белоснежного мраморизованного известняка могут соседствовать с наличниками из теплого песчаника, расположенными вокруг круглого оконца по центру фронтона. Закажите звонок и получите консультацию специалиста, который учтет все особенности ситуации, ознакомит с выбором материала и сроками осуществления работ.