Панно и вставки для отделки стен

Что такое панно и вставки для отделки стен

Панно в архитектуре – живописное или пластическое произведение на плоской поверхности фасада, стены, потолка. Размещается на постоянной основе с целью декорирования и заполнения пустых участков. Является видом монументального искусства в двойственном смысле: как вечная и величественная композиция и как объект, выражающий органичную взаимосвязь с архитектурной организацией пространства.

Панно на фасаде
Панно с розами, вырезанное по песчанику в единственном экземпляре на основе авторского эскиза, украшает фасад загородного дома. Фотография из портфолио Domoff Group.

Вставки для отделки стен имеют меньший размер и выполняют функции оформления и обрамления. По техникам и материалам изготовления обычно перекликаются с основным решением, занимающим основную площадь поверхности.

Назначение архитектурного панно и особенности размещения

В архитектуре применяют монументальные панно и живопись, которая является древнейшим видом искусства. В декоративно-прикладном творчестве панноподобные произведения – один из известных жанров утилитарного создания картин. В обоих случаях главными характеристиками являются содержание, размеры и форма, ориентированная прямоугольно и вертикально. В этом контексте панно можно рассматривать как фриз, повернутый на 90°.

Панно должно гармонировать с окружающей обстановкой – интерьером или экстерьером, – а также соотноситься с восприятием зрителя. Поэтому выбор места для размещения – такой же важный вопрос, как эскиз и качество работ по созданию композиции. Выбранный участок отмечают на плане заранее. 

Нормативно никаких ограничений на размещение нет. Это могут быть стены комнаты, вестибюля, лестничного пролета, санузла или фасада. Здесь имеют значение только пожелания заказчика. 

Основное назначение монументальных картин в архитектуре – увеличивать художественную ценность и стоимость объекта, поддерживать и усиливать общую эстетику пространства. У композиций декоративно-прикладного творчества, есть еще одна функция – утилитарная, и она не характерна для панно 1-ого типа. Украшения и вставки для отделки стен, изготовленные на заказ по уникальным эскизам, относят к искусству, они не совместимы с практичным потреблением.

Разновидности панно

В общем случае, в зависимости от вида искусства различают 2 основных типа панно, которые косвенно связаны с местом применения. 

Вид панно Вид искусства Определение панно в контексте  Место применения Возможность замены Способ выполнения композиции Материалы
Монументальное Архитектура и монументальная живопись Декоративная, абстрактная или сюжетная, композиция на плоской или криволинейной поверхности архитектурного объекта. Часто обрамлена орнаментом. В зависимости от техники выполнения, может быть гладкой или рельефной.  Экстерьер и интерьер: фасад, потолок и стены здания, как внутри, так и снаружи. Нет. Монументальное живописное, рельефное, мозаичное или вырезанное панно – неотъемлемая часть здания. Художественная резьба, мозаика, лепка, керамика, барельеф и другие способы  с применением прочных и долговечных материалов. Долговечные материалы: натуральный камень, алебастр, позолота, краски.
Декоративно-прикладное Декоративно-прикладное творчество В большинстве случаев это картина, выполненная в стиле, характерном для конкретной техники. Так, например, лоскутное, панно будет напоминать покрывало, только с креплением на стену, а декоративное изображение, распечатанное на принтере и заключенное в раму, обычно называют постером. Интерьер Есть. Несмотря на то, что интерьерные панно размещают на длительный срок, их можно  менять по своему усмотрению. Самый простой пример – картина на холсте. Роспись,шитье, вышивка, ткачество, плетение, набивка, трапунто и др. виды рукоделия. Материалы, для сохранности которых необходимы щадящие условия: ткань, краски, декоративный шнур, пряжа для вязания, мулине и др.

Декорирование стеновых поверхностей достигло особого разнообразия в период Ренессанса. Итальянские мастера и зодчие продолжили развивать традиции древнеримской архитектуры, игнорируя наработки Эллады. 

Страсть к украшению требовала новых площадей, чтобы упражняться в выражении декоративных устремлений. Поэтому мысль о художественном оформлении любых поверхностей в зоне видимости была естественно закономерной. Там, где в античности была бы видна лишь структура здания, в период Возрождения возникли искусно украшенные поверхности со свободным, витиеватым орнаментом.

Монументальная живопись
Монументальная живопись. Фотография из портфолио Domoff Group

В период Ренессанса оформились названия для различных типов рельефов, которые применяют для создания настенных монументальных панно, в зависимости от высоты:

  • Плоский, слегка выступающий над поверхностью – «basso relievo», барельеф;
  • Средней высоты, то есть на половину объема, не имеющий подрезов  – «mezzo relievo»;
  • Сильно выступающий и подрезанный горельеф – «alto relievo».

Композиции с сюжетами на историческую тему, характерные для Древней Греции и Рима, в начальном периоде развития Ренессанса почти не использовались. Искусство декорирования, создания вставок, панно и обрамляющих орнаментов достигло чрезвычайного развития и разнообразия. Можно выделить 3 основных приема по характеру финишной поверхности.

Характер финишной поверхности Внешний вид Места расположения Техника Материалы изготовления
Пластическая, лепная Мраморные рельефы начального периода высекались с особыми нежностью и изяществом, в то время как рельефы маньеризма выглядят грубоватыми, имеют множество очевидных подрезов.  Горизонтальная филенка, фризы. Резьба Каррарский мрамор, терракота, алебастр (stucco)
Панно с витиеватыми, ползучими ветвями и усиками. Ветвящийся кустик с тонкими стилизованными листьями аканта произрастает вверх из вазы или без нее. Наверху композиция может оканчиваться цветком, пальметтой со стручкообразными «пальчиками» или чашей с фруктами. Прямоугольные вставки для отделки стен и пилястр. Резьба, лепка. Мрамор, алебастр
Гирлянды, подвески и вязанки из плодов. Рамочное обрамление Резьба, лепка

Мрамор, литая бронза, терракота, гипс.

Финишная отделка: краска, густая глазурь.

Фестоны из плодов и букетиков на лентах Фриз Резьба, лепка
Плоские изображения, полученные отличными от росписи способами Схематическое, упрощенное изображение цветов, листьев, плодов. Панно, фризы, вставки различного размера

1. Высекание по камню, которым добивались контрастного чередования по рисунку отполированных и шероховатых участков.

2. Мозаичная каменная чернь – заполнение плоско вырезанных участков черной штукатуркой.

3. Маркетри – деревянная мозаика из различных пород, отличных по цвету.

4. Шрафировка, или выскабливание. Стену покрывают 2 слоями: сначала черной краской, потом известковым молоком. Поверху наносят рисунок и выскребают контуры железными инструментами.

5. Мозаика.

Мрамор, дерево, известь, краски.
Кьяроскуро-живопись и орнамент

Подражание рельефу без теней (редко) и с тенями, как с собственными, так и с падающими (тоже редко).

Сюжеты: орнамент, пейзажи, антропоморфные существа.

Поверхности стен и дверей Кьяроскуро (chiaroscuro) – живопись света и тени Позолота, краски.

Современное применение в архитектуре 

В современной архитектуре панно и прямоугольные вставки применяют для создания уникального декора как внутри помещений, так и снаружи зданий – загородных домов, вилл, резиденций. Настенные художественные произведения обрамляют гирляндами, фестонами, фризами, накладными профилированными элементами – молдингами. Таким сочетанием достигают разнообразия оформления, обладающего важным для искусства свойством – невозможностью повторного воспроизведения.

Основные типы композиций, которые создают с применением панно, вставок и молдингов:

  • Декоративную филенку и ее имитацию;
  • Мурали – настенную живопись по типу фрески;
  • Художественные произведения монументальной росписи;
  • Мозаику и витражи из цветных плиток и стекла;
  • Изображения в технике «а секко» – росписи по сухой штукатурке;
  • Резные, лепные сюжеты и орнаменты в виде фризов и картин, с сохранением натуральной текстуры материалов.
Орнамент для панно
Фасадный орнамент с виноградными лозами, вырезанный из песчаника, украшает загородный дом. Фотография из портфолио Domoff Group

Стилистика не менее разнообразна. Панно, высеченные из камня в примитивах или правдоподобной натуральности, характерны для зодчества со времен Древней Греции. Ренессанс принес с собой всплеск страсти к украшательству, поэтому многие современные объекты недвижимости копируют образы флорентийских дворцов и средиземноморских вилл. 

Барокко подхватил и продолжил тенденцию. Однако Возрождение было столько искусно и изобретательно в декоре, что этот период расценивается как пик увлеченности. Пришедший на смену барокко классицизм уже аскетичен, лаконичен,   строг во всем, и отделка – не исключение. Здесь прослеживается тяготение к античности в актуальной обработке. Таким образом, круг замыкается. Панно можно выполнить, а эскиз адаптировать к любому стилю по желанию заказчика.

Нормативные документы 

Название документа Что регламентирует
ГОСТ 23342-2012 Изделия архитектурно-строительные из природного камня.  Требования к горным породам и изделиям из них. Устанавливает, что не распространяется на сложнопрофильные изделия (п. 1).
Нормативные документы на материалы изготовления Профильные госты и ТУ устанавливают требования к качеству изделий и безопасности материалов.

Материалы для панно

Продемонстрированное разнообразие вариантов отделки, техник и стилей обусловлено богатым выбором материалов, которые различаются между собой по прочности и месту применения. Так, в интерьере декоративные панно могут быть выполнены из ткани, нарисованы на холсте,  напечатаны на профессиональном оборудовании или даже сделаны из остатков контрастных обоев. Если при этом для композиции характерна утилитарность и относительно легкая заменяемость, то произведение относится к сфере декоративно-прикладного творчества. 

Для архитектуры представляют интерес монументальные панно и вставки для отделки стен, которые по умолчанию выполняют из прочных горных пород и минералов – алебастра и камня. 

Алебастр – выразительный, незаменимый, экологичный, долговечный материал, предназначенный для художников, работающих в пластике с различным рельефом. Для лепки необходимы навыки и сноровка, потому что гипс быстро застывает. Для него характерна высокая гигроскопичность, что подразумевает требовательность к условиям эксплуатации: необходимы комнатная температура и влажность не более 61%. Поэтому гипсовые, алебастровые панно могут быть включены в организацию архитектурного пространства только во внутренних помещениях.

Дерево отстает по долговечности в силу уязвимости перед механическими повреждениями, биологическими и химическими воздействиями. Его рекомендуют применять в интерьере в щадящих условиях эксплуатации. При желании заказчика и наличии бюджета, в отделке стен можно использовать разновидности «железного» дерева.

Панно и вставки из камня для отделки стен

Монументальность панно из камня раскрывается во всех смыслах: и в плане долговечности, величественной добротности горной породы, и в плане нерушимости, основательности архитектурного элемента, часто облеченного в изящную форму. Виртуозная работа резчиков производит впечатление легкости и невесомости композиции, а индивидуальный подход от Domoff Group гарантирует подлинную уникальность декоративных решений.

Панно из камня на потолке
Панно вырезано из камня и размещено на потолке. Фотография из портфолио Domoff Group

Декоративные вставки и панно из камня изготавливают из мрамора, ракушечника, доломита, известняка, песчаника, травертина. Очарование и неповторимость природной текстуры органично соединяется с художественным замыслом, чтобы навечно стать предметом искусства. 

При обработке камня утончение, подрезка, рассечение форм не ведут к снижению прочностных и эксплуатационных характеристик изделия. Поэтому по желанию заказчика может быть обработан и стилизован эскиз любой сложности. За это отвечают инженерные специалисты Domoff Group. Вы можете заказать звонок, получить консультацию, ознакомиться с видами горных пород и готовыми решениями в фасадном декоре из камня.