Создание завершенного образа здания невозможно без архитектурной подсветки фасадов. Освещенные новостройки, торговые и бизнес-центры, частные дома, и исторические здания формируют единый городской стиль, приковывающий внимание и горожан, и гостей мегаполиса. О том, каким бывает освещение и по каким правилам его проектируют – мы сегодня и поговорим.
Архитектурное освещение – это функционально-декоративный свет на фасадах и отдельных элементах здания: лепнине, витрин, входных групп и подъездных путях.
Цели и задачи архитектурного освещения фасадов
Как часть светодизайна архитектурное освещение фасадов зданий помогает значительно повысить городскую эстетику. При этом – усиливает внимание к объекту со стороны посетителей, арендодателей, туристов.
Более детальная разбивка задач архитектурно-художественного освещения зависит от вида. Подсветка фасадов бывает функциональной/базовой и декоративной. Функциональная отвечает за безопасность передвижения и в первую очередь направлена на практические цели, художественно-декоративная – эстетически обыгрывает фасад, придавая архитектуре индивидуальность и узнаваемость.
Виды архитектурного освещения фасадов
Общее/заливающее – полное освещение фасадов с помощью прожекторов большой мощности, установленных на опорных стойках. Грунтовые осветительные приборы создают равномерное по всей площади здания освещение. Этот тип подсветки подходит для историко-значимых объектов, фасадов частных зданий, но его не стоит использовать при явных архитектурных дефектах.
Акцентная подсветка – устанавливается на фасадные элементы, выделяя рассеянным светом узкого луча красоту окон, колонн и лепнины.
Контурное освещение – выделяет периметр объекта и его крупные фасадные части. Для данной архитектурной подсветки подходит как обычная светодиодная лента, так и линейные светильники. Эффектный вид здание получает за счет кажущейся невесомости.
Фоновое освещение – может выступать основой для более яркой фасадной подсветки. Хотя и предполагает установку мощных галогенных приборов, но их рассеянный свет создает эффект невесомости.
Динамическое архитектурное освещение – программируемый тип света с помощью приборов RGB. Художественная особенность – в создании управляемой подсветки, зависящей от музыкального ритма, погодных условия и времени года. Свет создает необычную яркую атмосферу, оригинально украшает фасад и повышает узнаваемость здания.
Динамическая подсветка универсальна и для объектов жилого фонда, и для коммерческих зданий. Выгодно выделяет фасад на фоне города.
По способу монтажа выделяют открытое и скрытое архитектурное освещение. При скрытой установке приборов с лицевой части здания не видно, меняется лишь уровень яркости, если используется динамический свет.
Новым словом светодизайна стала трехмерная архитектурная подсветка, реализуемая по технологии 3D-mapping.
Видео-мэппинг или 3D MAPPING - новая технология с аудио эффектом, представляющая проекцию изображения на объект недвижимости с учетом его особенностей строения и локации.
Главное отличие трехмерного видеоизображения – это возможность воспроизводства видеоролика, предварительно создающегося индивидуально под проект здания. Высшим пилотажем считается задействование каждого участка фасада, лепного декора, окон, балюстрад и карнизов в создании световой картинки.
Тенденции современности: городское умное освещение
Архитектура каждого города – индивидуальность, придающая характер и узнаваемость среди других. С появлением новых технологий в светодизайне и строительстве, новостройки и реставрируемые здания меняют облик. На смену хаотичному и нерациональному освещению приходят умные системы, интегрируемые инженерами-проектировщиками в единую стилистику.
Создание единой световой «среды» в Москве пришлось на начало 2012 г. Осветительные приборы стали использовать не только с целью безопасного передвижения по городским улицам. С их помощью научились создавать и подчеркивать величие достопримечательностей культуры, привлекать инвесторов, увеличили поток туристов.
Подсветка храмов, соборов, церквей
Концепция архитектурной подсветки храмов преследует цель создать нижний свет с поднимающимся потоком. Именно по этой схеме получается добиться визуального эффекта с направляющими световыми лучами. Обычно приборы монтируют на большом расстоянии от здания.
Стилизовать геометрию строения – задачи контурной подсветки. Оформление монастырей и храмов возможно, как прожекторными приборами освещения, так и светодиодными лентами, и лампами.
Фасадные особенности храмов и церквей позволяют выделить варианты традиционных архитектурно-художественных систем освещения.
- Подсветка внутри колоколов визуально делает здание выше и величественнее.
- Главное внимание уделяют подсветке центральных элементов и входных групп.
- Освещение оконных проемов с помощью локальной подсветки дополняет общую картину.
На первый план при выборе типа освещения для религиозных строений выходит цвет, где белый является универсальным. Цвето-динамические приборы не рекомендованы.
Архитектурное освещение бизнес-центров и учреждений
Подсветка коммерческих объектов призвана выделить архитектуру. Это не только способствует увеличению степени безопасности, но и является хорошим рекламным инструментом – для бизнес-центров важно создать впечатление, привлечь клиентов и инвесторов.
Наружная подсветка учреждений, ТЦ и коммерческих объектов помогает выделить архитектурные особенности декора, подъездные пути и прилегающую территорию. Даже самое невзрачное здание становится шедевром городского строительства.
Подсветка стеклянных фасадов
Поскольку стекло имеет небольшой процент обратного рассеивания, но больший в плане отражения, здесь не подходят традиционные способы освещения. В процессе проектирования архитектурной подсветки инженеры решают сразу несколько задач, ведь установка локальных светильников нужного эффекта не дает. Создание проекта подсветки проходит параллельно с разработкой плана объекта, непосредственно до этапа строительства.
Монтировать систему освещения за счет интерьерного света особенно недопустимо в жилых и гостевых зданиях. В плане обустройства архитектурной подсветки – здесь нужно взвесить рациональность такого решения. Если объект функционирует и в ночное время, от такого варианта стоит отказаться.
Правильно спроектированная подсветка стеклянного фасада:
- Способна осветить весь периметр здания.
- Изменяет световую мощность по вертикали.
- Придает строению визуальной легкости.
- Предусматривает несколько цветовых схем.
Подсветка каменных фасадов
Проживая в большом городе, мы не испытываем нехватки света. Подсвечивается практически каждое здание, на нем виднеются рекламные вывески, а вокруг всегда много фонарей и вспомогательных источников. Особенно ярко ночной город выглядит в преддверии праздников. За пределами такого буйства красок не наблюдается, и владелец участка самостоятельно ищет варианты освещения.
В первую очередь подсветка фасада частного дома, конечно же, решает вопросы безопасности: улучшая видимость, избавляет от возможного проникновения воров на придомовую территорию, облегчает въезд и парковку автомобиля, да и прогуливаться вечером при освещении намного комфортнее.
Если работа с функциональным светом практически не вызывает вопросов – базовый свет нужен каждому дому, то акцентирующее освещение часто зависит от выбранного стиля. Например, яркий динамический не поставить в зданиях с классическим направлением, для них больше подойдет моно-освещение теплой или нейтральной палитры.
Независимо от выбранных приборов в частных виллах все также освещения требуют балконы, колонны, карнизы и другие декоративные элементы. Имеющиеся дефекты на фасаде временно можно «скрыть», отключая на этих участках подсветку. На этапе проектирования художественного освещения на фасадах загородных объектов стоит предусмотреть надежные драйвера, защищающие проводку от возможных перепадов электронапряжения.
Освещение многоквартирных домов
При выборе архитектурной подсветки фасада МКД инженеры руководствуются стилистикой здания. Как и в случае с частными домами, здесь необходимо выдержать комфортный уровень и яркости, и оттенка. Оригинальные фасадные элементы подсвечивают узконаправленными лучами, контур здания выделяют линейным освещением. Экстерьер жилого массива в классическом стиле недопустимо освещать с помощью светодиодов и дюралайтов (световых гирлянд).
Здания в стиле модерн или барокко «любят» смелые, контрастные образы. Основной упор в архитектурной подсветке здесь на величие фасада – освещаются не только отдельные элементы, но и весь периметр здания.
Требования к архитектурному освещению
Архитектурное освещение регулируется нормативно-правовыми документами (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398), главными требованиями которых выделяют
- При использовании заливающей подсветки необходимо соблюдать равномерный уровень яркости с колебанием до 0,3 % - в отношении монохромных фасадов и не более 0,2 % - в отношении многоцветных.
- Цветовой баланс нужно подбирать под стилистику фасада: 4000-6000 К для «холодных» белых участков, 2200-3500 К для «теплых»;
- Светильники с большой мощностью от 150 Вт устанавливают в защитные кожухи или под направленным от дорог углом.
Подсветку коммерческих и МК объектов проектируют совместно с освещением близлежащих районов, дорог и другой инфраструктуры. Это комплексное мероприятие, призванное гармонично включить освещаемое здание в городской экстерьер.
Светильники для архитектурного освещения
Для долгой и безопасной работы системы освещения необходимо использовать приборы со степенью защиты не менее 65. Подобные источники разрешено устанавливать в городских условиях с повышенной запыленностью и влагой. Они способны выдержать механические нагрузки и температурные колебания.
Инновационные технологии, на базе которых сегодня изготавливают уличные светильники, характеризуются высокой степенью безопасности. Благодаря использованию проводников, импульсных источников питания нового поколения с кратно большими показателями КПД, современные приборы освещения просты в эксплуатации и замене. В целях снижения затрат на архитектурное освещение в системы интегрируют датчики, регулирующие уровень яркости и время включения. Кроме того, из-за перепада напряжения уличные светильники должны иметь расширенный рабочий диапазон.
Типы светильников
Для освещения фасадов используют прожекторы, линейные, точечные и встраиваемые приборы. Прочный металлический корпус позволяет выбрать угол направленности, надежно зафиксировать светильник на разной плоскости. С небольшим углом рассеивания – прожекторы, необходимые для локального и зонирующего света, с большим – используют в заливающей подсветке. Существуют управляемые приборы RGB (CMY), предназначенные для цвето-динамической подсветки.
Нижний свет обеспечивают линейными светодиодами с радиусом от 15° до 30°, верхнюю часть фасада в архитектуре обыгрывают заливающие прожекторы. Вертикально направленный свет используется инженерами для освещения колонн, портиков, рельефов.
Архитектурные линейные светильники имеют разные длины, мощности и углы раскрытия. Их можно собирать в единую цепочку, расположив по периметру здания: по фризам, проемам, балконам.
Точечные – с меньшей мощностью (обычно до 25 Вт), подходят для акцентов отдельных элементов лепнины. Встраиваемые монтируют в качестве рассеивающего освещения в лестничное пространство. Трубчатые способны осветить объект под углом 360°, потому хороши для контурного освещения.
Дополнительными источниками света в архитектурно-художественном оформлении станут грунтовые, маркерные и кластерные светильники.
Система освещения: план и особенности
План архитектурной подсветки предусматривает несколько вариантов:
- Вечерний свет – включается с наступлением темноты, призван обеспечить видимость подъезда к зданию.
- Дежурный свет – рассеивает лучи по периметру, экономно расходует электроэнергию.
- Праздничный свет – подсветка, разработанная для особых мероприятий, включает как стандартный динамический свет, так и освещение 3D-мэппинг. Чтобы получить незабываемый эффект, к 3D-подсветке можно подключить музыку.
Снижение расходов архитектурного освещения
Главные пункты расходов на обслуживание архитектурной подсветки фасадов – это оплата электроэнергии и замена/ремонт/переустановка осветительных приборов. Энергообеспечение здания необходимо продумывать на этапе проектирования. Эффективно снизить затраты на электроэнергию помогут светодиоды. Помимо того, диодные приборы, дающие направленные лучи, эффективнее расходуют свет.
Еще одним рациональным вариантом использования энергоресурсов является установка датчиков движения. Благодаря им можно выстроить правильный сценарий управления, который сокращает общие расходы в условиях коммерческих и промышленных объектах.
Проект архитектурного освещения
Архитектурное освещение может начаться еще на этапе строительства, на этапе проекта фасадов или непосредственно – после возведения и облицовки объекта. Работа подобной специфики отличается повышенной сложностью, где эффективность задействованных приборов освещения, их установка и реализация художественного решения напрямую зависят от опыта компании-проектировщика.
Этапы работы над проектом
- Обсуждение с клиентом. Схему планируемого освещения, основные узлы и переключатели инженер отражает на плане здания, который также должен учитывать и систему освещения прилегающей территории. На данном этапе необходима фасадная съемка объекта с дальнейшим переносом в 3D графику.
- Трехмерное изображение. После переноса в отображаемой графике необходимо учесть размеры, стиль, геометрию здания; расположение соседних объектов на ландшафте. Программное обеспечение вариативно, выбор в большей степени зависит от личных предпочтений проектировщика.
- Подбор осветительных приборов. Проводится модельный расчет мощности, количества, типа источников света, высчитывается необходимое сечение кабелей, прокладывается схема проводки (согласно нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97). На этом этапе закладывается основной объем бюджета на приобретение необходимых коммуникаций, инсталляций и дальнейшие расходы на их обслуживание.
- Предоставление готовой визуализации. Разработанный проект, учитывающий монтажные системы, смету, ориентировочный расчет энергопотребления и спецификацию, в полном виде должен показать заказчику будущее решение архитектурной подсветки фасада в трехмерном (реалистичном) изображении.
Архитектурная подсветка фасадов: причины ошибок
Причинами большинства ошибок, связанных с неэффективным инвестированием в освещение и частных, и коммерческих объектов становятся либо недостаточный опыт организации, взявшейся за проектирование, либо несогласованность с клиентом в процессе обсуждений.
- Неравномерная яркость от светильников возможна по причине экономии на приборах, соответствующих стандартам качества.
- При разной цветовой температуре на фасаде здания будут заметны пятна.
- Если здание выглядит тускло, значит не хватает выбранной мощности светильников.
- Без локальной подсветки заливающее освещение не даст эффективного художественного результата.
Отсутствие единой концепции приводит к тому, что объект не имеет понятного образа, его стиль размыт, не хватает мощности светильников либо слишком яркие приборы приводят к некомфортному для глаз экстерьеру. Конечно, подобная реализация делает использование архитектурного освещения невозможным.
Чтобы избежать ошибок, важно учитывать не только расположение и тип объекта, но и его высоту, стиль и материалы фасада. Документация готовится согласно нормативам осветительных приборов, яркостью не более 10 к/ кв. м. и углом рассеивания до 60 градусов. Остальные пожелания необходимо обсуждать с каждым клиентом в индивидуальном порядке.