Прежде чем натуральный камень попадет к своему потребителю, его извлекают из недр Земли → доставляют на обрабатывающее предприятие → перерабатывают → обрабатывают → формируют готовые изделия → отправляют в торговые сети. И это лишь сокращенный маршрут!
В статье поговорим об одном из самых интересных этапов — как натуральный камень для фасадов и отделки интерьеров перевозят по России и как его доставляют из-за рубежа.
Как перевозят натуральные камни для отделки по России
Большинство камнеобрабатывающих комбинатов находятся в центральной части нашей страны. Блоки необработанного камня в виде глыб или слэбов доставляется на производство разными способами — в зависимости от типа и хрупкости камня.
Важно! Природный камень для облицовки фасада должен поступать на объект конечного потребителя в ящиках или решетчатых контейнерах, строго расположенными по типу, размеру и цвету.
Транспортировка гранита
Гранит — твердый и тяжелый камень. Эти параметры влияют на его перевозку. В России гранит добывают в Карелии, Ленинградской области, Башкортостане, на Урале и в Забайкальском крае.
Из карьера огромные блоки необработанного камня грузят на мощные самосвалы и отправляют на близлежащие заводы для обработки. Слишком большие глыбы режут камнерезной машиной.
Если предприятия поблизости нет, то гранит везут на склады. Там его сортируют по партиям и отправляют на железную дорогу. Где специальными манипуляторами складывают в вагоны и надежно закрепляют, чтобы не повредить при транспортировке. Камень не укрывают, но часто используют дополнительные крепления брусками, стяжками, распорками.
Автомобильным транспортом необработанные камни перевозятся на расстояния до 500 км. Обычно это бортовые грузовики (манипуляторы, шаланды).
К примеру, из карьеров Карелии и Ленинградской области глыбы гранита доставляются по железной дороге в отдаленные районы страны: на Кавказ, в Крым, на Урал, в Сибирь или на Дальний Восток. Востребован этот материал и за рубежом из-за уникальной расцветки и высокого качества.
Транспортировка травертина, мрамора и оникса
Месторождения травертина, мрамора и оникса разбросаны по всей России. Это более хрупкие натуральные камни, в отличие от гранита. Чтобы перевезти их, обычно, нарезают на крупные блоки — слэбы. И только после этого бережно транспортируют для перевозки на камнеобрабатывающее предприятие.
В отличие от блоков, слэбы более хрупкие. Поэтому для их транспортировки используются специальные деревянные ящики — как жесткая внешняя упаковка.
Травертин, мрамор и оникс перевозят автомобильным, железнодорожным или морским транспортом. Причем, для транспортировки за границу чаще всего используются корабли. Существуют даже специальные правила перевозки этих камней морским транспортом.
Важно не просто не повредить блоки, но и соблюсти технику безопасности. Например, при погрузке-выгрузке блоков под грузовые стропы подкладываются деревянные или резиновые прокладки.
Интересно! Обработанный мрамор тоже требует аккуратности в перевозке. Его транспортируют в грузовых авто (например, Газель), оборудованных специальной пирамидой для расположения мрамора.
Транспортировка известняка, ракушечника, доломита и песчаника
Известняк, ракушечник, доломит и песчаник — мягкие природные камни. Их добывают повсеместно. Поэтому перевозка огромных глыб на большие расстояния практикуется редко. Если только порода не ценится за особые качества, как например владимирский известняк. Подробно об особенностях и ценности владимирского известняка мы писали ранее.
Перевозят камни грузовыми автомобилями, грузовыми поездами (самый выгодный вид транспорта) либо баржами (плоскодонными судами), если место добычи находится неподалеку от порта.
Но чаще всего глыбы грузятся на самосвалы и отправляются в близлежащий цех, где из них делают плитку, предметы декора или камень для фасада.
А, например, в Дагестане при добыче дагестанского камня применяется распиловка небольших каменных глыб на плиты прямо в карьере. Это сокращает срок работ и удешевляет производство.
Распиленные камни или камни небольших размеров перевозят хорошо упакованными и закрепленными. Чтобы избежать риска россыпи за борта. Паллет в основании необходим, чтобы было удобно загружать-разгружать манипулятором.
Как осуществляется поставка натуральных камней из-за границы
Многие страны, которые добывают натуральные камни, отправляют их в необработанном виде за границу. В виде огромных блоков материал транспортируется по железным дорогам и морским путям на камнеобрабатывающие заводы других стран.
Для доставки камней и слэбов из гранита, мрамора и других пород за (из-за) границу компании-перевозчику придется позаботиться о таможенном оформлении. Поэтому перевозки внутри страны почти всегда выходят дешевле.
Перевозят по миру камни в контейнерах на водном транспорте. Такой способ доставки считается менее затратным по времени и стоимости, а также сохраняет целостность природных камней.
Например, Италия обрабатывает гранит и мрамор со всего мира. Она крупный мировой производитель изделий из натуральных камней. Здесь же ведётся добыча знаменитого каррарского мрамора, гранита, травертина, оникса, яшмы, сланцев. Италия преуспела в выпуске оборудования по обработке камня. Его используют практически во всех странах и считают одним из лучших.
Главные конкуренты Италии по экспорту камня Китай, Бразилия и Индия.
Китай — мировой лидер по экспорту гранита и мрамора. Широкая цветовая палитра и невысокая стоимость делает изделия из натурального камня востребованными во всём мире.
Читайте также: Какой материал выбрать для отделки фасада здания?
Резюме
В России много своих месторождений природного камня, но есть поставки и из-за рубежа. Это камни, которые у нас не добываются, добываются в недостаточных количествах, или те, что произведены и обработаны по уникальным технологиям (вспоминаем Италию). Самый частый вид транспорта для этого на дальние расстояния — корабли, внутри страны — грузовой автотранспорт, самый дешевый — железнодорожный. Главное в любой перевозке — соблюдение техники перевозки и правил безопасности.